«Алоэ» прорастет в X5

Партнерство между X5 и «Алоэ» «предусматривает открытие до 2017 г. не менее 330 аптек «Алоэ» площадью от 20 до 100 кв. м в универсамах «Пятерочка»/ Е. Егоров/ Ведомости

В начале февраля петербургская аптечная сеть «Алоэ» (входит в холдинг БСС) заключила соглашение о намерениях со вторым по выручке продовольственным ритейлером X5 Retail Group открыть 330 аптек в новых магазинах последнего. Об этом «Ведомостям» рассказала гендиректор «Алоэ» Наталья Самарина и сообщила сама X5. По словам Самариной, аптеки будут располагаться в прикассовой зоне магазинов или непосредственно в торговом зале (формат shop-in-shop). По условиям договора аптеки могут появиться во всех магазинах X5: дискаунтерах «Пятерочка», супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель», добавила она.

Партнерство между X5 и «Алоэ» «предусматривает открытие до 2017 г. не менее 330 аптек «Алоэ» площадью от 20 до 100 кв. м в универсамах «Пятерочка», уточнил представитель X5. По его словам, благодаря сотрудничеству партнеры надеются на рост числа покупателей. Кроме того, такая форма сотрудничества позволяет устанавливать минимальные наценки на лекарства, добавляет он.

Основанная в 1996 г. компания БСС – крупнейший фармдистрибутор в Северо-Западном регионе. Спустя два года она открыла первые две аптеки. Основной владелец БСС – ее основатель и президент Эдуард Захрабеков. По данным RNC Pharma, БСС входит в топ-10 крупнейших дистрибуторов в России: в январе – сентябре 2015 г. она занимала 9-е место с долей рынка в 3,2%. В 2014 г. БСС приобрела у «Аптечной сети 36,6» региональную сеть из 71 аптеки, сегодня компания управляет 127 аптеками «Алоэ». Также БСС принадлежит «Клиника доктора Пеля» в Санкт-Петербурге.

Ниже инфляции

8,2% процента – на столько в деньгах вырос российский фармрынок по итогам 2015 г. – до 1,25 трлн руб., согласно данным аналитического агентства DSM Group, в упаковках за этот же период продажи лекарств сократились на 4,4% до 5,1 млрд шт.

Одна из причин расширения собственной аптечной сети – задолженность аптечных ритейлеров за продукцию, отсрочка платежей от них выросла до 90 дней, указывает Захрабеков. Средняя дебиторская задолженность дистрибуторов составляет 3–7% от оборота БСС в 30 млрд руб., отмечают замдиректора по развитию БСС Виктор Сажин и Захрабеков. Такой тенденции на рынке нет, не согласен гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, дистрибуторы, напротив, очень осторожно и аккуратно принимают решение об открытиях.

Условия контракта с X5 подразумевают фиксированную ставку аренды, средняя площадь стандартной аптеки в магазинах – 50 кв. м, рассказывает Самарина. По ее словам, инвестиции в открытие одной аптеки формата shop-in-shop или в прикассовой зоне – 1,2 млн руб., безубыточность точки достигается за 2–4 месяца. В стрит-ритейле затраты на открытие аптеки на 30% больше, а на безубыточность аптека выходит на 3–4 месяца позже, уточняет она.

Аптеки «Алоэ» откроются в магазинах X5 в регионах присутствия дистрибутора, говорит Самарина. У БСС 10 филиалов в России – в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Казани, Костроме, Брянске, Калининграде, Астрахани, Реутове, Москве и Оренбурге. Также БСС намерена открыть логистические центры в Новгороде, Воронеже и в одном из городов Сибири и Дальнего Востока, сообщила компания. Инвестиции в развитие аптек и филиалов составят около 1 млрд руб., половина из этих средств собственные, отметил Захрабеков.

В планах «Алоэ», по собственным данным, за 2–3 года нарастить сеть до 500 торговых точек. У «Алоэ» есть аптеки в «Магните» и в других сетях, но у Х5 трафик выше, отмечает Самарина. Переговоры о сотрудничестве, по ее словам, также ведутся с Metro, Prisma, «Лентой» и др.

«Пятерочка» сотрудничает с аптеками «Будь здоров!» и «Ригла» (входят в ГК «Протек»), группы A5 («Норма»), «Фармаимпекс», рассказывал ранее представитель X5. Партнерство с крупными сетями дает гарантированный трафик и выход в регионы присутствия ритейлера, подтверждает Светлана Федосимова, директор департамента по работе с корпоративными партнерами аптечной сети «Планета здоровья». Летом 2015 г. эта сеть договорилась в течение двух лет вложить не менее 150 млн руб. в открытие 150 аптек в «Пятерочках».

Такая модель развития упрощает и ускоряет экспансию аптечной сети, объясняет Федосимова: X5 самостоятельно находит объекты недвижимости и предоставляет помещение готовым, с ремонтом. «Планету здоровья» устраивает партнерство с X5, уверяет Федосимова, хотя подводить итоги пока рано – с открытия первых точек прошло недостаточно времени. «Но трафик и конверсия покупателей компанию пока не разочаровывают», – уверяет Федосимова.