Нефтяники затягивают пояса
Цены на североамериканскую нефть WTI приблизились к $25/барр. В этих условиях многим нефтяным компаниям приходится начинать сокращать расходы там, где они до сих пор пытались этого избежать, и останавливать работы на убыточных скважинах. «Люди столкнулись с реальностью», – говорит Деннис Кэссиди, управляющий директор консалтинговой Alix Partners.
По оценкам Alix Partners, американские и канадские нефтяники при нынешних ценах теряют минимум $350 млн в день. Некоторые компании в Канаде предупреждают, что могут прекратить добычу на старых участках нефтеносных песков, если цены опустятся еще сильнее. «В январе мы вообще не смогли заработать на нефтеносных песках», – рассказал в интервью гендиректор Cenovus Energy Брайан Фергюсон.
Цены не опустятся ниже $20/барр., если только нефтехранилища не окажутся полностью заполнены, считает Дэниел Ергин, вице-председатель консалтинговой IHS. Но у многих участников рынка настроение более «медвежье», признает он. Запасы нефти в США сейчас превышают 500 млн барр., для этого времени года это максимум за 85 лет. По оценкам IHS, в 2015–2019 гг. нефтяные компании по всему миру сократят капиталовложения почти на $1,5 трлн, что должно привести к снижению нефтедобычи. Но пока ее объемы остаются высокими. Поэтому некоторые эксперты, в том числе гендиректор Vitol Иэн Тейлор, прогнозируют: даже если к концу года цены восстановятся примерно до $48/барр., затем 5–10 лет они могут оставаться в пределах $40–60.
Джон Ингланд из Deloitte советует энергетическим компаниям, перед которыми маячит угроза банкротства, не дожидаться его, а уже сейчас резко сократить издержки в той мере, в какой им пришлось бы это сделать при объявлении о своей финансовой несостоятельности. Каждой третьей нефтегазовой компании в США грозит банкротство к середине 2017 г., считают аналитики Wolfe Research. Но даже если у ряда производителей сланцевой нефти или их активов появятся новые владельцы, они вряд ли закроют вентиль. Возможно, цены должны опуститься до $20/барр., прежде чем компании полностью прекратят добычу, считают специалисты Goldman Sachs и Citigroup.
Перевел Алексей Невельский