Kesko отбрасывает кроссовки
Финский ритейлер Kesko сообщил о намерении в течение 2016 г. «избавиться от сети магазинов спорттоваров Intersport», которые он развивает в России по лицензии. Причина – низкие показатели выручки российского подразделения и «его неприбыльность», объясняет Kesko. В связи с этим группа спишет около 17,2 млн евро в IV квартале 2016 г. Кому достанутся российские магазины, Kesko не уточняет.
Представитель швейцарской Intersport International заявила, что им известно о намерениях Kesko продать российский бизнес. По его словам, Intersport участвует в продаже и поиске нового партнера для одноименной сети, а также магазинов Athlete’s Foot в России. Кого компании рассматривают в качестве партнера, он не уточнил.
О том, что Kesko ищет покупателя на этот актив, накануне рассказали «Ведомостям» сотрудник последней и источник в одном из российских подразделений финской компании. В России Kesko работает более 20 лет: она управляет сетями магазинов стройматериалов «К-Раута», супермаркетами «К-руока» и сетью спорттоваров Intersport. Последняя появилась в портфеле Kesko в России в 2011 г., когда группа приобрела долю в российской сети у структуры сербской Delta Holding, а в 2012 г. полностью консолидировала актив.
Финны уходят
1 февраля 2016 г. финский ритейлер Stockmann закрыл сделку по продаже одноименных универмагов в России компании Reviva Holdings Ltd. – владельцу российского франчайзи универмагов Debenhams. Сумма сделки составила 5 млн евро.
Вести бизнес в России стало сложнее, предупреждала Kesko в отчете за 2014 г. Среди негативных факторов группа называла коррупцию, непредсказуемость официальных лиц, неопределенную ситуацию в экономике, падение цен на нефть и др.
В декабре 2015 г. гендиректор российской сети Intersport Михаил Ландышев рассказывал «Коммерсанту», что сеть спортивных магазинов вырастет втрое за счет открытия новых брендов с меньшей площадью и более узким ассортиментом – Intersport Run & Fit (IR&F) и The Athlete’s Foot (TAF). Инвестиции составят 6,8 млн евро, уверял он. О расширении сети к концу 2015 г. вдвое Kesko заявляла еще в 2012 г., когда довела свою долю в российской сети из 35 магазинов до 100%. На самом деле сеть сократилась вдвое – до 18 на конец 2015 г., следует из данных Kesko. Чистая выручка Intersport в России за этот период сократилась на 17% до 12 млн евро, отмечается там же (другие показатели в отчете не раскрываются).
Российская сеть Intersport сейчас стоит не более $4 млн, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Несмотря на это, Intersport может быть интересен большинству крупнейших сетей спорттоваров, например Inventive Retail Group (IRG; развивает Nike и Street Beat), Adidas или «Спортмастеру» для развития франчайзинговых сетей международных брендов преимущественно в малых форматах, полагает он. Иностранным компаниям магазины Intersport не интересны из-за небольшого количества точек, а у российских нет денег на покупки, возражает партнер Falcon Advisers Игорь Кованов. По его словам, крупному игроку легче самому открыть магазин, чем покупать сеть с оборотом не более 1 млрд руб. Kesko может просто продать права аренды любому ритейлеру, предполагает Кованов.
Intersport уже давно не занимает значимого места на российском рынке, замечает управляющий делами группы компаний «Спортмастер» Сергей Агибалов. По данным «Infoline-аналитики», в 2015 г. доля Intersport на российском рынке была менее 0,6%. По формату Intersport конкурирует с одним из крупнейших игроков – «Спортмастером», поэтому у Intersport в России нет будущего, уверен гендиректор IRG Тихон Смыков. Нишевые форматы Intersport Run & Fit и The Athlete’s Foot Смыкову кажутся вторичными. В любом случае для их развития нужны очень существенные инвестиции, добавляет он. На вопрос, предлагали ли «Спортмастеру» и IRG купить Intersport, их представители не ответили. Kesko предлагала сеть одному из конкурентов, рассказывает сотрудник последнего, но компания отказалась от покупки из-за убыточности Intersport.
Ландышев отказался от комментариев; Adidas и Kesko на запросы не ответили.