Онлайн-магазины совершили чудо
«Яндекс.Маркет», впервые собравший на своей странице предложения онлайн-магазинов – участников распродажи «Киберпонедельника», изучил их цены. Выяснилось, что со скидками было продано всего 9% ассортимента. Вдвое больше товаров – 18% – подорожало (для сравнения брались цены предыдущего четверга, 21 января).
Акция «Киберпонедельник» прошла 25 января. Организовала ее Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), а участие в ней приняло более 100 интернет-магазинов.
Средний размер скидки на электронику и бытовую технику – самый популярный в российской онлайн-торговле товар – составил 14% (в группе товаров, которые во время акции подешевели на 5% и более). Самые большие скидки предоставлялись на мелкую бытовую технику, свидетельствует обзор (см. график). В целом же скидки если и были, то чаще на неходовой товар, а востребованные модели чаще дорожали – к такому выводу пришли аналитики «Яндекс.Маркета». Например, в сегменте популярных телевизоров со скидками продавались лишь 8% моделей, на 19% цена, наоборот, выросла. Среди остальных моделей телевизоров 11% подешевели, а 16% подорожали. «В итоге средняя цена товаров в разных категориях либо незначительно снизилась, либо немного выросла», – резюмируют авторы обзора.
Цены повышаются из-за девальвации рубля – постоянно и непрерывно, напоминает президент АКИТ Алексей Федоров. В таких условиях ритейлеры, по его мнению, «сделали чудо – снизили цены на электронику на 14%», учитывая, что наценка на этом рынке обычно 7–10%.
Результаты «Киберпонедельника» оказались скромнее, чем у похожей акции «Черная пятница» в ноябре 2015 г. Если в ноябре половине участников акции удалось увеличить продажи в 2,2 раза и больше, то в «Киберпонедельник» количество заказов у большинства из них выросло по сравнению со средним уровнем последних рабочих дней предыдущей недели менее чем на 50%, следует из данных Data Insight. Самым успешным «Киберпонедельник» оказался для продавцов детских товаров, считают аналитики Data Insight. Например, у «Детского мира» выручка и количество заказов выросли в 5 раз по сравнению с предыдущим понедельником, говорит представитель ритейлера Надежда Киселева.
Это уже четвертая подобная распродажа в российских интернет-магазинах с 2013 г. В этом году оборот участников акции может быть в 2,3 раза больше – 11,5 млрд руб., прогнозировал Федоров из АКИТ ранее. На деле оказалось около 9 млрд руб., сказал он во вторник. Но продавцы довольны результатами, утверждает он: выросло и число посетителей, и конверсия (доля просмотров с переходами на сайты магазинов). Количество переходов с «Яндекс.Маркета» на сайты магазинов увеличилось 25 января примерно на 75% к предыдущему понедельнику, говорит руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. Акция проходила после Нового года, когда люди активно тратили деньги, и после резкого роста курса доллара, обычно стимулирующего людей вкладывать деньги в технику, – «на этом фоне мы выступили просто великолепно», уверен Федоров.
Продажи могли вырасти и больше, но часть спроса пришлась на предыдущую неделю, когда подорожал доллар, согласна Мария Заикина из «Связного». У «Связного» онлайн-оборот вырос на треть к среднему показателю января, количество заказов – на 45%, говорит Заикина. Трафик на сайте «Техносилы» увеличился на 90%, число заказов – на 103%, выручка – на 127% по сравнению с обычными днями января 2016 г., сообщила компания.