Воздушный поезд
Когда миллиардер-изобретатель Илон Маск в 2013 г. предложил идею пятого вида транспорта под названием «Гиперпетля» (Hyperloop), многие отнеслись к этому скептически. В этой транспортной системе капсулы на воздушных подушках должны перевозить пассажиров по трубам в условиях низкого давления (почти вакуума) со скоростью около 1200 км/ч. Технически реализовать ее можно, настаивают представители двух компаний, работающих над этим футуристическим проектом.
Между двумя компаниями – Hyperloop Transportation Technologies (HTT) и Hyperloop Technologies – теперь напряженная конкуренция. HTT планирует в течение трех лет построить в Калифорнии трек длиной 8 км, по которому можно было бы перевозить пассажиров, а Hyperloop Technologies сейчас строит тестовый трек к северу от Лас-Вегаса.
Маск изначально предполагал, что капсулы будут парить при помощи сжимаемого компрессорами воздуха подобно некоторым столам для аэрохоккея. В Hyperloop Technologies по-прежнему рассматривают этот метод, но обе компании сейчас склоняются к технологии магнитной левитации, уже используемой для поездов на магнитной подушке (маглевы). В этом случае для подъема вагонов обычно используются мощные электромагниты, требующие много энергии, и иногда дорогие системы охлаждения. В HTT и Hyperloop Technologies утверждают, что могут сократить расходы с помощью постоянных магнитов, требующих значительно меньше энергии. Но эффективность этой технологии еще не доказана.
По оценкам Маска, строительство Hyperloop между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом обойдется в $6 млрд (или около $7 млн за 1 км), что в 10 с лишним раз дешевле строительства высокоскоростной железной дороги на этом маршруте. Эксперты и представители Hyperloop Technologies считают оценку Маска низкой. В HTT заявляют, что могут построить трек за $3,1–12,5 млн за 1 км. Маск от комментариев отказался.
Энтузиасты Hyperloop надеются сэкономить благодаря использованию энергии, вырабатываемой при торможении капсул, и солнечных панелей на трубах, а также размещению труб на опорах, а не на самой земле в отличие от железной дороги.
Появлению поездов, похожих на Hyperloop, уже мешали финансовые и политические реалии. Одна компания в 2009 г. отказалась от планов создания подземного вакуумного поезда в Швейцарии из-за недостатка финансирования и поддержки властей, говорит работавший над проектом профессор Марсель Юфер из Федеральной политехнической школы Лозанны. Хотя давление там и должно было быть в 100 раз больше, чем в Hyperloop, но удерживать его на низком уровне на большом пространстве оказалось крайне сложно. Швейцарский производитель вакуумных насосов Oerlikon не согласен. Компания намерена продать HTT 40–60 насосов для ее восьмикилометрового трека в Калифорнии. На эти расходы придется примерно 2% от бюджета проекта размером в $173 млн, утверждает Карл Брокмайер из Oerlikon.
Перевел Алексей Невельский