Авторынок выезжает из пике
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей за 2015 г. снизились в России на 35,7% к 2014 г. до 1,6 млн шт., сообщил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Результат года почти совпал с прогнозом АЕБ – 1,57 млн шт. Продажи лидера – «АвтоВАЗа» в 2015 г. упали на 30,5% до 269 096 автомобилей, Kia – на 16% (163 500 машин), Hyundai – на 10% (161 201), по данным АЕБ.
Как говорил в конце декабря российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров, за 2015 г. покупка около 600 000 автомобилей была «в той или иной степени прософинансирована со стороны государства» (цитата по ТАСС).
В декабре 2015 г., по словам Шрайбера, продажи упали на 45,7% до 146 963 автомобилей. Декабрь, таким образом, по количеству проданных машин оказался лучшим месяцем в 2015 г., но «чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда» в 2014 г. (270 000 шт.), отметил Шрайбер.
В денежном выражении российский рынок легковых автомобилей упал примерно на четверть до 1,8 трлн руб., подсчитали аналитики агентства «Автостат».
В 2016 г. АЕБ рассчитывает на продажи около 1,53 млн автомобилей, если господдержка автомобильного сектора сохранится. Всего за 2016 г. рынок может упасть на 4,7% по сравнению с количеством проданных автомобилей в 2015 г. Рынок пока не стабилизируется, но темпы падения сокращаются, сказал Шрайбер. В 2016 г. господдержка авторынка останется как минимум на уровне 2015 г. (43 млрд руб.), но объем субсидий может быть увеличен до 50 млрд руб., обещал в декабре 2015 г. вице-премьер Аркадий Дворкович.
Падение российского авторынка на 4,7% в этом году – это оптимистичный сценарий, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Спрос будет зависеть от курса рубля и стоимости нефти, рассуждает он. Продажи могут составить при различных сценариях развития экономики 1,2–1,5 млн шт., считает эксперт. Покупатели очень осторожны, а те автомобили, которым сейчас 5–6 лет и которые пора менять, покупались еще в 2009–2010 гг., когда спрос был очень слабый, объясняет он.
Ниже, чем в 2009 г., рынку падать некуда, продажи на уровне 100 000 шт. в месяц сохранятся в любом случае, считает Удалов. В 2009 г., по данным АЕБ, рынок рухнул на 49%, всего было продано 1,46 млн автомобилей.
Сейчас в автосалоны приходят покупатели, которые, наблюдая, с какой скоростью падает курс рубля, опасаются новой волны подорожания автомобилей, зачастую они оформляют покупку в кредит, передала через представителя гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. Если автопроизводители не смогут сдержать цены, поток клиентов иссякнет, опасается она.
Общие продажи в 2016 г. могут быть и чуть меньше прогнозируемого АЕБ уровня – 1,3–1,4 млн автомобилей, считает гендиректор «Сузуки мотор рус» Кэиити Сумида. Предпосылок к улучшению ситуации не наблюдается, ситуация с курсом рубля вряд ли сильно изменится, как и покупательная способность россиян, объясняет он. Компания рассчитывает сохранить продажи как минимум на уровне 2015 г., заявил Сумида. Спрос на автомобили Fiat Chrysler стабилен, а в 2016 г. возможно улучшение продаж, оптимистичен гендиректор «Крайслер рус» Джорджио Горелли. Сейчас самое главное – быстро адаптироваться к текущей ситуации, рассуждает он.