Есть стали меньше
Доля российских потребителей, перешедших на недорогие товары, достигла в IV квартале 2015 г. рекордного уровня – 70%, свидетельствуют данные обзора «Потребительский индекс Иванова» «Сбербанк CIB». В III квартале доля таких покупателей составляла 69% опрошенных.
Потребители «по-прежнему пристально следят за специальными предложениями» ритейлеров, пишут аналитики банка: доля тех, кто старается чаще покупать продукты питания со скидкой, увеличилась до 59% в октябре – декабре против 50% двумя кварталами ранее.
Число респондентов, выбирающих исключительно товары со скидками, также растет: теперь их 44%. Во II и III кварталах 2015 г. доля таких покупателей была 42%. В конце года 60% потребителей отказывались от дорогих, премиальных продуктов и деликатесов. Почти каждый четвертый (23%, -1 п. п. квартал к кварталу) в целом «сократил объемы потребления еды».
Как считали
Опрос «Потребительский индекс Иванова» разработан исследователями из Cint для «Сбербанк CIB»; проводится ежеквартально по методологии, соответствующей опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности, применяемым в ЕС. В ходе исследования опрашиваются 2300 граждан 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 000 человек. Погрешность оценок – ниже 2%.
Это заметили крупнейшие российские розничные сети. Из-за замедления роста выручки в последние месяцы 2015 г. продажи крупнейшего ритейлера в России «Магнита» не дотянули до прогнозов менеджмента. «Под Новый год люди меньше тратили (чем в 2014 г. – «Ведомости»), такое ощущение, что покупали только самое необходимое», – говорил «Ведомостям» финансовый директор сети Хачатур Помбухчан. Выручка российских Metro Cash & Carry сократилась год к году в октябре – декабре 2015 г., сообщала ранее Metro.
Траты перераспределились, подтверждает директор по маркетингу сети супермаркетов «Я любимый» Анастасия Колупанская. За последние месяцы объемы покупок в будние и выходные дни сравнялись, делится она наблюдениями. «Массовая закупка продуктов на две недели вперед теперь редкое явление, люди чаще покупают то, что им нужно сегодня или в ближайшие дни», – рассказала Колупанская. Причина, по ее словам, – покупателям психологически проще делать стабильные ежедневные покупки, чем разово заплатить за недельный запас еды.
В целом результаты исследования говорят о том, что Ивановы не ждут быстрого и беспроблемного улучшения ситуации и «воспринимают текущую ситуацию индифферентно», отмечают аналитики «Сбербанк CIB». Индекс потребительской уверенности по итогам последнего опроса не изменился по сравнению с III кварталом 2015 г. и остался на минимальной отметке -24%.
Единственные траты, которые потребители планируют наращивать и в 2016 г., – коммунальные услуги, согласно «Сбербанк CIB». Доля респондентов, заявивших об этом, составила почти 40%, тогда как траты на еду готов увеличить лишь 1% потребителей.