Потратились дома
Выездной туризм сократился примерно на 20%, отчитывался в начале января министр культуры Владимир Мединский на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Сочи. По прогнозу АТОР, в 2016 г. турпоток за рубеж может сократиться еще на 20–30%, если сохранятся высокие темпы инфляции и слабый рубль. Оставшиеся дома на новогодние каникулы потребители поддержали продажи ритейлеров и рестораторов.
В конце 2014 г. многие покупали крупную бытовую технику, а на себя тратили меньше, говорит Людмила Семушина, представитель Inventive Retail Group (сети re:Store, Samsung, Sony, Lego, UNOde50, Prenatal, а также спортивные Nike и Streеt Beat). В итоге после декабрьского ажиотажа в начале 2015 г. продажи были неактивные, замечает она. В этом году, по ее словам, ситуация изменилась: многие на новогодние каникулы никуда не уехали и на крупную технику не тратились – спрос распределился на другие товары. В целом выручка магазинов, принадлежащих Inventive Retail Group, выросла в декабре 2015 г. на 36% год к году в рублях, отмечает Семушина, при этом за первую декаду января прирост оборотов уже выше декабрьских.
В последние дни прошлого года продажи были хорошие, соглашается гендиректор BNS Group (российские сети Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop, Mexx и др.) Денис Богатырев.
Декабрьские продажи были «очень посредственные», указывает гендиректор «Техносилы» Илья Тимченко. Покупательский спрос в конце декабря 2015 г. оказался ниже, чем годом ранее, замечает исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин, но это было ожидаемо.
Зато первые девять дней января 2016 г. оказались лучше ожиданий, радуется Тимченко. «Мы уже забыли про положительные цифры сопоставимых продаж. В начале года мы увидели небольшой, но рост – на 3–4% в рублях», – объясняет он. По мнению Тимченко, это в основном связано с ростом онлайн-продаж при продолжении падения офлайн-продаж. Причина этого – не только рост цен, а также то, что оставшиеся дома потребители могли часть бюджетов перераспределить в пользу техники и электроники.
«Но, с нашей точки зрения, это первая и последняя положительная новость в этом году», – добавляет Тимченко. Падение рынка бытовой техники и электроники вряд ли будет двузначным, как это случилось в 2015 г., отмечает он, но оптимизм и ожидания, что в 2016 г. рынок начнет хотя бы слабый рост, испарились после декабрьских продаж.
Новогодние продажи еще раз подтвердили изменения потребительского поведения, наблюдавшиеся весь прошлый год, говорит Мария Заикина из «Связного». Перед праздниками росли продажи флагманских моделей электроники, и прежде всего устройств Apple, говорит она. Однако на протяжении 2015 г., по ее словам, «люди все же более сдержанно подходили к выбору», значительно вырос интерес к более бюджетным устройствам, например ZTE и Lenovo.
Что смотрели
Самую большую кассу за 1–9 января 2016 г. собрал российский мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк 3» производства СТВ – 688 млн руб., его посмотрели 3 млн человек, по данным «Бюллетеня кинопрокатчика». На втором месте – «Звездные войны: Пробуждение силы» (435 млн руб.), на третьем – «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Фильм стартовал в отечественном прокате 7 января и за два дня сумел собрать 425 млн руб.
Крупнейшие продовольственные ритейлеры пока не подводили итогов высокого сезона (первым о декабрьских продажах 11 января отчитается «Магнит»). IV квартал для продовольственных ритейлеров оказался самым сложным в 2015 г. из-за высокой базы конца 2014 г. и падения покупательной способности россиян, отмечает Елена Журонова из JPMorgan. Крупнейший ритейлер России «Магнит» в декабре «начал более агрессивные ценовые инвестиции», прирост его выручки может ускориться после ноябрьского замедления, считает аналитик. У его главного конкурента X5 Retail Group драйвером останутся дискаунтеры «Пятерочка» – по прогнозу JPMorgan, квартальный рост продаж этой сети может составить 35% год к году. «Азбука вкуса» также не подвела итоги новогодних продаж, говорит представитель сети Андрей Голубков, признавая, что «трафик был очень хорошим».
У рестораторов обычно высокий сезон – декабрь, а январь – период, когда большая часть клиентов разъезжается, говорит совладелец сети Torro Grill Антон Лялин. В эти праздники очень многие, напротив, остались в Москве и ходили в рестораны, поэтому торговля была хорошая, заметил он. Из-за сокращения выездного туризма рестораторы оказались в выгодном положении, соглашается исполнительный директор Restcon Андрей Петраков.
Последние 10 лет, вплоть до 2015 г., приток клиентов в новогодние праздники отмечали и кинотеатры, заметил генеральный директор «Киноэкспертизы» Олег Иванов. «К этому времени традиционно выпускаются сильные премьеры, а кинотеатры собирают в эти дни до трети годовых кассовых сборов», – пояснил он. Но на этот раз массового ажиотажа не произошло – посещаемость падает из-за снижения покупательной способности населения, говорит Иванов. За 1–9 января 2016 г. кино посетили 12,1 млн человек против 13,6 млн человек в аналогичном периоде 2015 г., по предварительным подсчетам «Бюллетеня кинопрокатчика» на основе данных Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах и Rentrak. За этот период суммарные кассовые сборы кинотеатров сократились на 13,3% год к году – до 3,4 млрд руб., отмечается там же.
Руководитель кинотеатров «Люксор» Артем Саргсян объясняет это ухудшениями в экономике и возросшими требованиями зрителей к качеству фильмов (подробнее о самых кассовых фильмах каникул см. врез). Слабый репертуар – одна из причин сокращения посещаемости кинотеатров в праздники наряду с падением покупательной способности, уточняет гендиректор сети «Киномакс» Дмитрий Нартов. В эти новогодние дни показывалось «очень много низкокачественного российского кино», замечает он.
С другой стороны, в Москве в эти праздники много музеев работали бесплатно, холодная погода также повлияла на желание людей ходить в кино, полагает Нартов. За весь 2015 год посещаемость московских музеев и культурных мероприятий выросла на 20% до 30 млн человек (данные городского департамента культуры). По данным мэрии Москвы, за три недели с 16 декабря 2015 г. на площадках городского фестиваля «Путешествие в Рождество» побывало около 8,3 млн человек, тогда как годом ранее четырехнедельный фестиваль посетили более 8,5 млн человек.