Где искать деньги российским заемщикам в кризис


До осени прошлого года у нас был хорошо сбалансированный кредитный портфель, все инвестиционные проекты покрывались длинными 10–15-летними кредитами трех из четырех банков, способных на длинное проектное финансирование, среди которых Газпромбанк, ВЭБ и Сбербанк. Кроме того, было несколько облигационных выпусков – около 20% от долгового портфеля. Но в январе пришлось сильно пересмотреть стратегию и пойти на риск: видя кризис фондирования, особенно долгосрочного, в банках и понимая неизбежность снижения ставок, мы стали финансировать длинные инвестиционные проекты короткими операционными кредитами. Мы выкупили часть облигаций с рынка, значительно укоротили долговой портфель и решили продержаться при такой тактике до появления новых возможностей. Сейчас мы возвращаемся к традиционным базовым принципам, замещаем операционные кредиты инвестиционными и готовимся к выпуску нового транша облигаций. Останавливают пока низкая емкость внутреннего рынка и сохраняющийся спред между коротким банковским финансированием и требованиями потенциальных инвесторов по доходности. Но, думаю, ситуация будет выправляться – заимствования в облигациях неминуемо станут более выгодными.

Чего ждут компании

Алексей Скворцов, финансовый директор группы компаний Bosco di Ciliegi:

Алексей Скворцов

Финансовый директор группы компаний Bosco di Ciliegi

Наши основные партнеры – крупнейшие банки первой пятерки – в конце 2014 – начале 2015 г. пошли на повышение ставок, увеличение залогов и снижение кредитного портфеля. Это навело нас на мысль, что надо искать альтернативу. Сначала пошли стандартным путем, начали искать партнеров среди других банков. Около 80% опрошенных банков не смогли предложить приемлемые условия, ответили отказом или у них была к тому времени отозвана лицензия. Оценивая перспективы 2016 г., мы можем попробовать себя на долговом рынке и, возможно, разместить облигационный заем. Мы исходим из того, что рынок начнет стабилизироваться – будут возвращаться инвесторы и появится больше ликвидности.

Сергей Малышев, вице-президент «Норильского никеля»:

Сергей Малышев

Вице-президент «Норильского никеля»

В условиях настолько высокой турбулентности компаниям нужно искать инструменты, которые позволят реагировать на вызовы и использовать возможности, предоставляемые рынком. Последние наши сделки позволили на 25% увеличить средний срок долга, что важно с точки зрения цикличности проектов компании. Также важно сохранять баланс между традиционно высокими свободными остатками и кредитной линией почти на $2 млрд.

Какие преимущества у рынка публичного долга? Первое – удлинение сроков финансирования. Корпоративные эмитенты инвестиционного уровня размещают еврооблигации в среднем до 10 лет, а сроки банковских кредитов для российских заемщиков вдвое ниже. Второе преимущество – снижение процентного риска. Банковский долг обслуживается преимущественно по плавающей ставке, а у большинства корпоративных эмитентов выпуски еврооблигаций по фиксированной ставке, что позволяет закрепить стоимость фондирования. Третье – это способ диверсифицировать базу инвесторов: у них разные аппетиты к риску, что позволяет регулировать стоимость фондирования более гибко, чем банковский долг. Четвертое – возможность привлекать средства в условиях нестабильности мировых рынков капитала и ограничения ликвидности.

Кирилл Лыков, заместитель гендиректора «Т плюс»:

Кирилл Лыков

Заместитель гендиректора «Т плюс»

Чего ждут банки

Алексей Коночкин, замначальника управления рынков долгового капитала «ВТБ капитала»:

Алексей Коночкин

Замначальника управления рынков долгового капитала «ВТБ капитала»

За год мы привыкли к санкциям, к высокой инфляции, плавающему рублю, научились жить в условиях стагнации экономики. Особенно яркий всплеск был на локальном рынке долга. Основная причина – с начала 2015 г. процентные ставки были снижены на 6 п. п. – с 17 до 11%. Еще одна – управляющие компании негосударственных пенсионных фондов в первом полугодии 2015 г. получили большой объем средств. За год ликвидность первичного и вторичного рынков восстановилась полностью: объемы первичных размещений в 2015 г. абсолютно сопоставимы с 2013 г. Снизились доходности по всему сегменту рынка, на рынок ОФЗ начали возвращаться иностранцы.

На рынке российских еврооблигаций ситуация другая – весь год он жил в условиях экстремально низких ставок, что привело к сужению рынка.

В 2016 г. локальный рынок ждет снижение процентных ставок и инфляции. Достижение однозначных уровней доходности может подвигнуть эмитентов к новым заимствованиям и рефинансированию старых долгов 2013 г. На рынке еврооблигаций ситуация с точки зрения мировых ставок будет по-прежнему благоприятной для заемщиков. Значит, больше российских заемщиков пойдут на рынок первичных размещений – и ликвидность вырастет.

Алексей Большаков, генеральный директор ЗАО «Ситигруп глобал маркетс»:

Алексей Большаков

Генеральный директор ЗАО «Ситигруп глобал маркетс»

Стоимость акционерного капитала публичных российских компаний в среднем сейчас – 15–16%, разброс – от 10 до 20%. В начале года он был гораздо выше, из-за чего размещений акций в этом году было предсказуемо мало. В 2016 г. стоимость капитала, вероятно, будет ниже, а значит, мы увидим больше размещений – как первичных, так и вторичных.

Надеюсь, что изменится и доля иностранцев. Сейчас им принадлежит 70–80% акций в свободном обращении. Необходимо в хорошем смысле «импортозамещать» инвесторов. Локальные инвесторы (особенно пенсионные фонды) во всем мире – главный акционер и главный гарант не только низкой волатильности, но и высокого уровня корпоративного управления.

Предположу, что в 2016 г. пенсионные фонды будут менять структуру портфеля и больше инвестировать в локальные акции, особенно с высокими дивидендами. Сейчас в пенсионных портфелях около 60% – облигации, 35% – вклады и меньше 5% – акции. Еще год назад даже госбанки предлагали годовые депозиты под 12–15%, а облигации давали доходности выше 20%. Теперь практически невозможно найти не только депозиты, но и облигации, приносящие больше инфляции, – значит, интерес к акциям вырастет.