Частники встают на колеса
Владелец российского проекта по вызову водителей Wheely запустил сервис, который позволит перевозить пассажиров не только профессиональным водителям, но и любому автомобилисту. Об этом говорится в сообщении компании. С 17 декабря Wheely работает по такой модели в Казани, Екатеринбурге, Перми и Сочи, а в начале весны 2016 г. сервис будет запущен в Москве и Петербурге.
Wheely предполагает, что через приложение водители будут вносить все необходимые документы, по которым система безопасности проверит их личность, отсутствие судимостей и т. д. «Любой человек со смартфоном, машиной и свободным временем может скачать приложение Wheely, пройти проверку системы безопасности и начать подвозить людей. По схожей модели работает компания Lyft в США», – пояснил «Ведомостям» представитель компании.
По схожей схеме работает один из сервисов Uber – UberPop, не требующий от водителей профессиональной лицензии. Именно он столкнулся с проблемами на некоторых европейских рынках: UberPop запрещен в Германии, Бельгии и Нидерландах. В начале декабря апелляционный суд Парижа оставил в силе решения суда низшей инстанции и Конституционного суда Франции оштрафовать Uber на 150 000 евро из-за предоставления услуг пассажирских перевозок без лицензии. Сейчас крупнейшие приложения, специализирующиеся на вызове такси в Москве, работают с индивидуальными предпринимателями и таксопарками.
Правительство Москвы договорилось с компаниями-агрегаторами о том, что перевозками будут заниматься только легальные таксисты (автопарки и индивидуальные предприниматели), заявлял летом 2015 г. вице-мэр, руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. «Это было наше принципиальное требование в Москве, и считаю, что оно соблюдается», – отмечал чиновник (цитата по ТАСС).
Чек на колесах
1423 рубля составляет средний чек за одну поездку у Wheely в Москве, по данным сервиса. В Петербурге чек – 963 руб., по остальным городам в России– 253 руб., в Лондоне – 27 фунтов стерлингов. За 12 месяцев, закончившихся 31 октября 2015 г., оборот Wheely – 750 млн руб. (+100% год к году). Около 80% стоимости поездки, по словам представителя сервиса, приходится на доход водителя, остальное – Wheely. По его прогнозу, запуск услуги перевозки частниками во всех городах работы Wheely позволит достичь годового оборота в 1,9 млрд руб.
По словам представителя Wheely, в его модели бизнеса «водители не оказывают услуги по перевозке пассажиров легковым такси», также от них не требуется регистрироваться как ИП. «В соответствии с договором об оказании услуг они осуществляют перевозки по заказам, для которых не требуется получения лицензии такси. Так как мы не предоставляем услуги такси и не просим водителей пользоваться выделенными полосами и парковками, то наша деятельность не должна быть интересна регулирующим органам», – рассуждает собеседник «Ведомостей».
Вчера пресс-служба департамента транспорта Москвы не ответила на вопросы «Ведомостей».
Летом претензии к работе приложений по вызову такси появились у Федерации автовладельцев России (ФАР): в июле 2015 г. она написала письмо генпрокурору России Юрию Чайке, попросив его, а также Общественную палату и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить работу Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Руководитель ФАР Сергей Канаев жаловался, что другие участники рынка таксомоторных услуг становятся неконкурентоспособными: они вынуждены снижать тарифы. А тарифы сервисов приложений, по мнению авторов письма, не включают в себя расходы на безопасность, качество и др. Все это приводит «к монополизации тарифообразования на рынках таксомоторных услуг субъектов Российской Федерации» компаниями Uber, Gettaxi и «Яндекс.Такси», говорится в письме.
Wheely основана в 2011 г. Компания принадлежит Антону Чиркунову (сын экс-губернатора Пермского края) с партнерами Иваном Самсоновым и Павлом Бочаровым; 10% выделены на опционы сотрудникам. Wheely уже работает в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Сочи, Перми и Лондоне. Компания сотрудничает с фирмами, предоставляющими автомобили бизнес- и представительского класса в краткосрочную аренду, а не с классическими таксопарками, а также с водителями – индивидуальными предпринимателями.
На старте проекта Wheely, по словам ее представителя, получила грант от Юрия Мильнера и Павла Дурова на $25 000, а в течение этого года – $9,7 млн инвестиций в виде конвертируемого займа от семейного офиса.