«Эр-телеком» идет в Москву

Гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков
Гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков / С. Портер / Ведомости

«Эр-телеком холдинг» (работает на корпоративном рынке под брендом «Дом.ru бизнес») открыл в московском торговом центре «Компас» свою первую в Москве сеть WiFi, следует из сообщения компании. Аналогичные сети (всего 6000 точек) доступа уже работают в общественных местах в 56 городах России, говорится в нем. С 2014 г. «Эр-телеком холдинг» обслуживает в Москве офисы своих региональных корпоративных клиентов – «Компас» стал первым московским корпоративным абонентом, которого подключил оператор, используя фиксированные сети партнеров, объяснил представитель «Эр-телекома». Операторов-партнеров он не назвал.

«Эр-телеком» планирует подключать по такой схеме и другие московские компании, говорит руководитель службы по работе с федеральными клиентами Всеволод Ивлев. Для этого он сдал в эксплуатацию в Москве узлы телефонной связи и передачи данных, рассказывает он. Конкретных планов по работе с московскими корпоративными клиентами в 2016 г. Ивлев не раскрывает. По его словам, «Эр-телеком» интересуют, в частности, московские торговые центры, где компания планирует строить сети WiFi. Переговоры с их управляющими пока носят предварительный характер, признает он.

По сетям операторов-партнеров «Эр-телеком» подключает абонентов не только в Москве, но и в других городах, где у него нет собственной инфраструктуры, рассказывала ранее «Ведомостям» директор по развитию «Дом.ru бизнеса» Елена Венцланович. По ее словам, на такие подключения в 2014 г. пришлось 5% выручки «Эр-телекома» в сегменте b2b.

По данным «Эр-телекома», в 2014 г. на b2b-сегмент пришлось 15% выручки холдинга (+3 п. п. к 2013 г.), при этом долгосрочная стратегия развития до 2024 г. предусматривает увеличение этой доли до 25%. В 2014 г. выручка «Дом.ru бизнеса» выросла до 3,2 млрд руб. – на 30% по отношению к предыдущему году, следует из отчета компании. Она растет быстрее, чем доходы на розничном рынке: выручка от обслуживания частных пользователей телефонии, платного ТВ и широкополосного доступа (ШПД) увеличилась за год примерно на 9%, рассказывал в мае 2015 г. «Ведомостям» гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков.

Рынок растет

По предварительным данным «ТМТ консалтинга», корпоративный рынок фиксированной связи в Москве по результатам 2015 г. достигнет 10,2 млрд руб. Это на 1–2% больше, чем в 2014 г., отмечает аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь.

На московский розничный рынок ШПД и платного ТВ «Эр-телекому» выйти пока не удалось. В июле 2013 г. он получил разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение фиксированного оператора «Акадо». Без учета долга (11,9 млрд руб. на конец 2012 г., что составляло тогда около $360 млн) эта компания оценивалась в $650–700 млн, рассказывали «Ведомостям» люди, знакомые с ее акционерами. Но сделка застопорилась: в мае 2014 г. Виктор Вексельберг, контролирующий 67% «Акадо» через «Ренову», заявил «Интерфаксу», что она отказалась от идеи продажи актива.

Вряд ли «Эр-телеком» оставил планы экспансии на московский рынок и намерения стать федеральным оператором, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Подключение московских корпоративных абонентов с использованием сетей партнеров – логичный шаг, полагает он. Возможно, доходность таких подключений меньше, чем оказание услуг на своих сетях, но, когда рано или поздно у «Эр-телекома» в Москве появится собственная сеть, у компании будет готовая абонентская база, прогнозирует Мирзабеков. Стать более или менее заметным участником московского корпоративного и розничного рынка фиксированной связи «Эр-телеком» сможет, только приобретая в Москве других операторов, иных возможностей на перенасыщенном рынке практически нет, уверен он.

По словам Мирзабекова, средний ежемесячный доход (ARPU) от обслуживания корпоративного абонента в Москве сейчас около 4000 руб. Если абонент заинтересован в высокоскоростном (100 Мбит/с и выше) интернет-доступе, ежемесячный ARPU вырастает до 11 000–12 000 руб., рассказывает он.

Представитель «Акадо телекома» Денис Рычка оценивает долю своей компании на рынке бизнес-связи в 20%. Рынок b2b-услуг Москвы стабилен и конкурентен, на нем работает более 300 компаний, отмечает он. Экономический спад и снижение темпов строительства коммерческой недвижимости могут осложнить выход новичка на рынок корпоративных услуг и помешать ему занять существенную долю, прогнозирует он.

Корпоративный рынок связи в Москве самый конкурентный в России, на него стремится все больше и больше игроков, считает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» предоставляет корпоративным абонентам самый полный портфель продуктов, в том числе многофункциональный WiFi, говорит она. Большинство конкурентов не имеют экспертизы по построению масштабных WiFi-сетей, а «Вымпелком» уже реализовал множество проектов в этой сфере, утверждает она.