Некуда лететь

Приостановка полетов в Египет и Турцию ударила по чартерным перевозчикам
Приостановка полетов в Египет и Турцию ударила по чартерным перевозчикам / А. Гордеев / Ведомости

«Когалымавиа» приостановила полеты в связи с закрытием двух самых популярных туристических направлений – Египта и Турции (см. врез). Летный состав находится в оплачиваемом отпуске», – рассказала «Ведомостям» представитель компании Светлана Яковлева. Она не уточняет, с какого момента приостановлены полеты и когда могут быть возобновлены. По ее словам, компания работает над новыми программами. В аэропорту «Домодедово» (базовый аэропорт авиакомпании) рассказали, что последний рейс от них «Когалымавиа» выполнила 20 ноября.

«Причина действительно в этом: зимой «Когалымавиа» летала в Египет, летом – в Египет, Турцию и немного в Европу, в Европу допуски трудно получить... Им просто некуда летать», – говорит топ-менеджер чартерной авиакомпании. Рынка нет, приостановка экономически оправданна, согласен топ-менеджер другого перевозчика. «Летаем, но очень тяжело приходится», – говорит он про свою компанию.

Как закрывали небо

31 октября над Египтом разбился Airbus 321 «Когалымавиа», летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, все 224 человека на борту погибли. Причиной стал теракт: запрещенная в России организация «Исламское государство» заложила бомбу в самолет, пока он находился в египетском аэропорту. Президент Владимир Путин с 6 ноября запретил полеты в Египет. Спустя три недели, 28 ноября, Путин запретил чартерные полеты в Турцию – это одна из ответных мер за российский бомбардировщик, сбитый турецким истребителем.

«Когалымавиа» занимается чартерными перевозками под брендом Metrojet, перевозит клиентов туроператора Brisco, вместе с которым входит в холдинг Tourism Holding & Consulting. Представитель холдинга от комментариев отказалась, связаться с представителем Brisco не удалось. На сайте туроператора говорится, что он предлагает туры в Египет, Турцию и ОАЭ.

После теракта в Египте в парке «Когалымавиа» осталось четыре Airbus 321, рассказывает ее представитель. Из них рабочих два: еще один самолет «находится на ремонте после того, как в ноябре получил повреждение в аэропорту «Пулково», и четвертый был поставлен на техническое обследование в Стамбуле еще до катастрофы 31 октября и сейчас находится там».

Чартерным перевозчикам просто некуда летать, но у многих (Nordwind, Azur Air, I Fly, «Икар») в отличие от «Когалымавиа» есть дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты – они могут переключиться на такие направления, как Таиланд, Индия, но и им придется хотя бы частично останавливать самолеты, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

«Когалымавиа» уже в декабре планирует запустить новую маршрутную программу, в том числе в Израиль, знает Горин, а когда откроется Египет, компания быстро вернется на это направление. Руководитель администрации президента Сергей Иванов заявил в начале ноября, что запрет на полеты в Египет продлится несколько месяцев. От ухода с рынка чартерные авиакомпании, по мнению Горина, спасет остановка «Трансаэро», которая была крупнейшим туристическим перевозчиком (около 4 млн человек).