Миллиард за рекламу в метро

«Авто селл» пообещал выплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет
«Авто селл» пообещал выплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет / М. Сергеев / Ведомости

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Московского метрополитена к оператору наружной рекламы «Авто селл» о взыскании 1,13 млрд руб., объявила судья Елена Янина, рассматривавшая это дело. Мотивированное решение должно быть опубликовано не позднее чем через пять дней после оглашения резолютивной части.

Четыре года назад «Авто селл», «дочка» автомобильного холдинга «Гема», выиграла аукцион метрополитена на право размещения рекламы как на станциях, так и в вагонах метро. Оператор наружной рекламы пообещал выплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет, до августа 2016 г. (согласно договору каждый год первоначальная сумма платежа индексировалась и каждый новый платеж компании был больше предыдущего). До 2011 г. подрядчиком метрополитена по размещению рекламы в метро была компания «Олимп», но она платила значительно меньше – 730 млн руб. за 2010 г. В тот год «Олимп» продал рекламы в метро на 2,5 млрд руб.

В 2011–2014 гг. «Авто селл» выплатила метрополитену почти 11 млрд руб. за пользование рекламными площадями, но в конце прошлого года у компании возникли финансовые проблемы. Она попросила руководство метрополитена изменить график авансовых платежей с ежеквартального на ежемесячный, сославшись на сложное экономическое положение. Метрополитен согласился, после чего «Авто селл» направила письмо об отсутствии каких-либо финансовых претензий, говорил ранее замначальника Московского метрополитена Юрий Дегтярев. Но в апреле 2015 г. компания перестала платить предприятию.

Иск к своему рекламному подрядчику метрополитен подал в августе. ГУП потребовал возместить неоплаченную сумму по договору в размере 728,693 млн руб. и 396,75 млн руб. пеней. Спустя три месяца, 26 ноября, «Авто селл» подала встречный иск к метрополитену, потребовав компенсировать 1,78 млрд руб., объявила на заседании судья. Как указал оператор в своем иске, метрополитен представил ему для размещения рекламы меньше подвижных составов, чем обещал. Судья отказалась принять иск к рассмотрению из-за недостатка доказательств.

«Авто селл» будет крайне сложно расплатиться с метрополитеном, считает гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. В декабре другой дочерней компании «Гемы» – ТРК – необходимо внести очередной платеж департаменту СМИ и рекламы Москвы на размещение рекламы на улицах столицы на сумму 2,4 млрд руб., напоминает он. Ранее несколько участников рынка наружной рекламы говорили «Ведомостям», что компания «Авто селл» для расчета с метрополитеном использовала банковские кредиты. По данным «СПАРК-Интерфакса», в октябре 2015 г. компания сменила собственника: прежде 100% ее долей принадлежали компании «Гема», теперь она владеет только 15% «Авто селл», остальной пакет – у Олега Гореликова. Связан ли Гореликов с «Гемой», неизвестно – сама компания это не комментирует.

«Авто селл» с самого начала выбрала неправильную стратегию, напоминает Березкин. Цена, по которой оператор забрал лоты, была слишком высока, предупреждали сразу после проведения торгов участники рынка. В итоге, выиграв контракт метрополитена, «Авто селл» резко подняла стоимость размещения рекламы в вестибюлях станций и в вагонах, и щиты долгое время фактически пустовали.

В 2016 г. метрополитен рассчитывает вновь найти рекламного подрядчика, заявил Дегтярев агентству ТАСС. По его словам, предприятие уже готовит документы для нового аукциона. Интерес операторов наружной рекламы к этому конкурсу будет зависеть прежде всего от первоначальной стоимости лота, полагает Березкин.