Турции простили лимоны


Рост цен на запрещенные продукты может составить до 30–40% и вызвать скачок инфляции на 2–3 процентных пункта, подсчитали вчера аналитики JPMorgan. Оценка аналитиков Альфа-банка – дополнительные 1,5 п. п. к инфляции из-за запрета турецких продуктов. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в конце ноября 2015 г. заявлял об ожидании инфляции на уровне 12,4–12,7% по итогам года. Хотя на долю Турции в совокупном российском импорте приходится всего 2%, в сегменте сезонных продуктов ее доля достигает 20% от импорта овощей и фруктов, пишут аналитики Альфа-банка со ссылкой на данные Центра развития Высшей школы экономики.

Правительство утвердило список продуктов, запрещенных с 1 января 2016 г. к ввозу из Турции. Туда попали помидоры, огурцы, цветная капуста и брокколи, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики, сливы, земляника и клубника. А также курица, гвоздики, соль.

В перечень вошли только те позиции, потеря которых некритична для российского рынка, и те, которые можно заместить за счет поставок из других стран, пояснил выбор министр сельского хозяйства Александр Ткачев (его цитирует пресс-служба ведомства). При этом в список не вошли те товары, по которым доля Турции преобладает в общем российском импорте: инжир, лесные орехи, фруктоза, пряности и ингредиенты для пищевой и перерабатывающей промышленности, салат латук, уточняется в заявлении Минсельхоза. Например, 38% всех импортных лимонов – из Турции, поэтому в список запрещенных к ввозу позиций они не попали, сообщил чиновник в министерстве.

Ранее ритейлеры рассказывали «Ведомостям», что Россия очень сильно зависит от поставок лимонов и рыбы из Турции. Так, «Ашан» 90% лимонов, продаваемых в магазинах сети, закупает в Турции, а также всю охлажденную дорадо и сибас, говорила представитель ритейлера Мария Курносова. В «Азбуку вкуса» эти виды рыбы тоже поставляются из Турции, добавляет руководитель пресс-службы сети Андрей Голубков.

Трудно заменить

55,1% такова доля Турции в российском импорте помидоров в январе – сентябре 2015 г. (здесь и далее данные Федеральной таможенной службы России)
23,4% цитрусовых за этот же период импортировано из Турции
22% российского импорта пришлось на турецкие абрикосы, вишню, черешню, персики, нектарины и сливы по итогам девяти месяцев 2015 г.

Розничные сети по-разному планируют справляться с запретом правительства. «Азбука вкуса» собирается искать замену подпавшим под запрет турецким продуктам в странах Северной Африки, Азии, ЮАР и Израиле, говорит представитель сети. По его словам, сейчас в ассортименте «Азбуки вкуса» только 36 наименований из 18 000 приходятся на Турцию: плодоовощная продукция, кофе, лукум, сухофрукты и рыба. У X5 Retail Group («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») все турецкие товары не превышают 1% оборота, заявил представитель этого ритейлера. Теперь, по его словам, Х5 планирует «оперативно наладить альтернативные цепочки поставок» из Северной Африки и с Ближнего Востока, опираясь на опыт замещения поставок продуктов из стран, в которых ранее вводились ограничения импорта.

На турецкие товары, подпавшие под запрет, в ассортименте ритейлера «Лента» приходилось около 4% в категории свежих продуктов питания, сказал представитель компании. Сеть намерена заместить их на аналогичные из Египта, Израиля, Марокко и Сербии, добавил он.

Потери «Магнита» могут составить не более $1 млн, в зимний сезон на поставки из Турции приходится около 5–6% продаж «Магнита», подсчитали аналитики инвестбанка JPMorgan со ссылкой на данные компании. Доля цитрусовых из Турции в магазинах «Дикси» в пик сезона превышала 50%, овощей – до 40%, сообщила ТАСС представитель «Дикси» Екатерина Куманина. В цитрусовой группе, которую по климатическим причинам невозможно заместить отечественными аналогами, планируется расширить масштаб сотрудничества с поставщиками из Египта, Марокко, Израиля, Пакистана, ЮАР, Аргентины, Перу, перечислила Куманина.

Введение ограничений с 1 января позволяет импортерам успеть наладить бесперебойные поставки фруктов и овощей из других стран, считает Ткачев, а значит, не должно привести к росту цен. Ритейлеры с ним не согласны. «Страны, которые могут стать поставщиками, не рассчитывали в своих поставках на Россию, и пока не известно, когда они смогут обеспечить необходимые объемы», – цитирует «Интерфакс» исполнительного президента «Ашан ритейл Россия» Жан-Пьера Жермена.