«Ростелеком» запасается роутерами
«Ростелеком» объявил конкурс на закупку абонентского оборудования по стартовой цене $129 млн (8,6 млрд руб. по сегодняшнему курсу ЦБ), следует из его извещения о конкурсе. Оператор планирует закупить 1,81 млн интернет-роутеров: 1,23 млн по технологии FTTB (fiber to the building, предполагающая подводку к дому оптоволокна и раздачу интернета в квартиры уже по медным кабелям) и 0,58 млн роутеров GPON (gigabit passive optical networks: стандарт подразумевает прокладку оптического кабеля в каждую квартиру). Закупка разделена на три лота, за каждое FTTB-устройство оператор готов заплатить до $64,15–72,25 в зависимости от характеристик, за GPON-роутер он готов платить до $77,79.
Это не первая крупная закупка «Ростелекомом» абонентского оборудования в этом году. Например, в сентябре 2015 г. он провел конкурс на закупку 2,22 млн FTTB-модемов и объявил конкурс на закупку 1,54 млн GPON-роутеров (его итоги будут подведены в январе 2016 г.). Таким образом, только на конкурсах, объявленных в этом году, оператор закупит 5,57 млн абонентских устройств. Это больше половины всей его абонентской базы широкополосного доступа (ШПД): по данным «ТМТ консалтинга», в конце III квартала 2015 г. «Ростелеком» обслуживал более 10,6 млн абонентов ШПД.
По словам представителя «Ростелекома» Валерия Костарева, большая часть закупленного оборудования предназначена для новых подключений. По FTTB и GPON на конец сентября 2015 г. было подключено чуть более 5,9 млн ШПД-абонентов «Ростелекома», примерно половина его интернет-пользователей, говорит Костарев. Через GPON – примерно треть этих подписчиков. C января по сентябрь 2015 г. количество FTTB- и GPON-абонентов выросло примерно на 15%, говорит Костарев.
ZTE уже побеждала в конкурсах на поставку ADSL- и FTTB-оборудования «Ростелекому» и обязательно будет участвовать в конкурсе на GPON, обещает ее старший вице-президент Тигран Погосян. Как показал опыт предыдущих тендеров, «Ростелеком» может сэкономить на закупке оборудования ZTE 20–40%, утверждает он.
Лидер уходит в отрыв
По данным iKS-Consulting, по итогам III квартала 2015 г. абонентская база «Ростелекома» по ШПД выросла год к году примерно на 5%. По России в целом она выросла примерно на 4% (по данным «ТМТ консалтинга» – на 3%).
Представитель Huawei не уточнил, будет ли компания участвовать в этом тендере, но заметил, что производитель участвует во всех крупных конкурсах.
Абонентская база «Ростелекома» растет быстрее, чем у какого-либо оператора на российском рынке ШПД. За квартал, по данным «ТМТ консалтинга», число его пользователей выросло на 130 000: оператор растет за счет модернизации сетей (переход на GPON) и ввода новых пакетов, следует из отчета компании.
«Ростелеком» сейчас единственный активно развивающийся российский оператор ШПД – его конкуренты в 2015 г. заморозили строительство сетей в регионах России и не выходят в новые города, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. По его подсчетам, закупаемых 1,8 млн роутеров «Ростелекому», 52% подключений которого приходится на FTTB и GPON, хватило бы более чем на два года.
Цены на FTTB-роутеры, по которым их предполагает закупать «Ростелеком», соответствуют рыночным, а стоимость GPON-роутеров, заявленная на конкурсе, примерно на 30% ниже рыночной, говорит гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Как показывает опыт, при предоставлении оборудования в аренду – а такая услуга на рынке ШПД сейчас широко распространена – роутер окупается в среднем за 1,5 года, рассказывает он. Из-за кризиса абоненты стали мобильнее, чаще меняют своих ШПД-провайдеров и риск того, что абонентское оборудование не окупится, возрастает, рассуждает Мирзабеков. С другой стороны, аренда оборудования зачастую привязывает абонента к оператору – подписчик не хочет тратить время на его возврат оператору, изменение настроек ПК, смартфона и др., отмечает он. Кроме того, операторы часто выдают роутеры бесплатно, в придачу к дорогим высокоскоростным подключениям, и многие выбирают высокоскоростные тарифы именно из-за этого, считает он.