Stockmann уходит из российской розницы
Финский ритейлер Stockmann сообщил, что договорился о продаже своих универмагов в России. Покупателем станет компания Reviva Holdings Ltd. – владелец российского франчайзи сети универмагов Debenhams («Дебрусс»), говорится в материалах Stockmann. Представитель «Дебрусса» подтвердил факт подписания соглашения со Stockmann, отказавшись от любых комментариев до момента закрытия сделки.
Продажа российских активов – один из шагов, с помощью которых финская компания пытается «оптимизировать сеть универмагов» и сделать бизнес прибыльным, говорится в ее сообщении. Выручка универмагов Stockmann в России за 2014 г. составила около 240 млн евро (ранее компания сообщала о примерно 15%-ном снижении этого показателя в прошлом году) при операционном убытке в 26 млн евро. В результате ритейлер решил сосредоточиться на развитии универмагов в Финляндии и Прибалтике. Тем не менее финский ритейлер сохранит российский бизнес в сфере недвижимости и продолжит владеть торговым центром в Петербурге, уточняет Stockmann.
Розничный бизнес российского «Стокманна» выкупит структура «Дебрусса» за 5 млн евро наличными. «Цель – закрыть сделку к 31 января 2016 г.», – сообщает финская компания. Разовые издержки Stockmann, отраженные в отчетности ритейлера за IV квартал 2015 г., составят около 75 млн евро.
С февраля 2016 г. Reviva получит все семь российских универмагов Stockmann (пять в Москве, один в Петербурге и один в Екатеринбурге) и право использовать его бренд в России в течение двух лет после закрытия сделки.
Российский франчайзи Debenhams готов развивать розничный бизнес с помощью двух ведущих брендов на рынке России – Debenhams и Stockmann, приводятся в сообщении слова председателя совета директоров Reviva Якова Панченко. В дальнейшем компания планирует «постепенно перевести эти магазины под бренд Debenhams».
Ранее Stockmann собирался лишь закрыть часть своих российских магазинов. В начале 2015 г. компания объявляла, что в течение двух лет Stockmann закроет три универмага в России, а также ликвидирует российскую сеть магазинов модной одежды Lindex и оставшиеся магазины Seppala.
Debenhams, основанная в 1778 г., работает в среднем ценовом сегменте и продает одежду, разработанную английскими дизайнерами, под собственными марками. У этого бренда тоже были сложности с работой в России. Первый универмаг Debenhams открылся в Москве на Красной Пресне еще в 2006 г., но просуществовал лишь до 2008 г.: владельцы проекта, работавшего по франшизе Debenhams, – RID Group и совладелец сети фитнес-клубов World Class Максим Игнатьев – закрыли его из-за убытков.
Второй раз бренд вернулся в Россию в 2012 г. с новым франчайзи, компанией «Дебрусс». Сейчас у компании два универмага – в торговом центре «Мега Белая Дача» и в «Авиапарке».
Самое ценное в приобретаемых «Дебруссом» площадях – стабильный покупательский поток, говорит партнер Cushman & Wakefield Семен Юрченко. Затраты, которые понес бы «Дебрусс» на открытие семи универмагов с нуля, несопоставимо выше, чем размер сделки со Stockmann, добавляет он. По мнению Юрченко, сложности работы Stockmann в России объяснялись в том числе недостаточной заботой ритейлера об обновлении своего формата с 1990-х гг.: «Рынок за это время очень сильно изменился – многие бренды, которые сначала были только в Stockmann, начали работать в России напрямую».
Формат универмагов Debenhams иной, говорит Юрченко: магазин не только предлагает покупателям различные бренды, но и старается обеспечить эксклюзивное предложение по ассортименту и цене. С учетом того, что розничный рынок в России становится более зрелым, сейчас формат универмага может быть более успешным, полагает он.