Музыка требует реформ

Игорю Матвиенко (слева), Игорю Крутому и другим продюсерам не нравится, как работают авторские общества
Игорю Матвиенко (слева), Игорю Крутому и другим продюсерам не нравится, как работают авторские общества / Жданов Анатолий / PhotoXPress

Группа российских продюсеров обратилась в Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) с предложением реформировать эти общества по коллективному управлению правами, следует из текста их писем (есть копии). Под обращением подписались продюсеры Олег Некрасов, Лиана Меладзе, Алена Михайлова, а также соучредитель Первого музыкального издательства (ПМИ) Максим Дмитриев и директор Продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. Кроме того, представлять свои интересы вышеперечисленным лицам поручили продюсеры Виктор Дробыш, Константин Меладзе, Игорь Матвиенко, Игорь Крутой и Максим Фадеев, следует из документа. Факт таких обращений подтвердили Дмитриев, Лукинов, а также замгендиректора РАО Артемий Карпычев и гендиректор ВОИС Андрей Кричевский. По словам Карпычева, встреча с продюсерами может произойти в начале декабря, по ее итогам будет создана рабочая группа, которая займется «юридическим анализом и проработкой новой конструкции».

РАО, ВОИС и Российский союз правообладателей (РСП) собирают деньги в пользу авторов и исполнителей за использование их произведений на радио, ТВ, в кино, публичных местах.

Претензии у продюсеров вызывает непрозрачность работы авторского общества, объяснил «Ведомостям» Дмитриев: непонятно, как именно РАО распределяет вознаграждения, а порядка оспаривания размеров выплат не существует. Продюсеры считают, что авторским обществам необходимо изменить организационно-правовую форму таким образом, чтобы их учредителями могли быть не только физические, но и юридические лица. Ведь именно юрлица, как правило, владеют каталогами произведений, объясняет Дмитриев. Их представители должны иметь возможность менять, например, устав авторских обществ – чтобы наладить ротацию руководящих органов. Нынешняя правовая форма обществ не позволяет продюсерским центрам в полной мере участвовать в работе этих организаций – учреждать, входить в руководящие органы, работать над принятием внутренних документов, контролировать злоупотребления, соглашается Матвиенко.

Бонус для Михалкова

Авторские общества должны работать только по прямому договору с владельцами прав, предложило летом Минкомсвязи. Но недавно оно согласилось сделать исключение для РСП Никиты Михалкова: разрешить ему и дальше собирать «налог на болванки» без прямых договор с авторами.

Также продюсеры предлагают обсудить полномочия нового органа управления и контроля, который скоро появится в авторских обществах, – наблюдательного совета. Так, совет мог бы блокировать решение руководителей обществ. Создать такой совет еще в августе поручил правительству президент Владимир Путин.

Если авторские общества не пойдут навстречу музыкантам, они могут изъять свои произведения из каталогов, говорит Дмитриев. У правообладателей нет задачи развалить систему коллективного управления, их цель – сделать ее понятной и прозрачной, подчеркивает он.

В общем объеме каталогов РАО репертуар обратившихся правообладателей составляет менее 1% из более чем 1 млрд произведений, говорит Карпычев. Тем не менее для РАО это важный сегмент рынка и организация изыщет возможности выполнить пожелания правообладателей, заверяет он.

Кричевский говорит, что предложения продюсеров стратегически правильны. ВОИС и РСП, по его словам, уже готовы ввести личные кабинеты для правообладателей и наладить автоматическую отчетность. Но выполнение всех предложений продюсеров требует введения в законодательство новой организационно-правовой формы – общество по коллективному управлению правами, считает Кричевский: без этого часть предложений по повышению прозрачности обществ не сможет быть прямо исполнена.