«Читай-городу» помог рост цен на книги
Выручка сети магазинов «Читай-город» вырастет в этом году на 40% по сравнению с 2014 г. – до 15 млрд руб., рассказал гендиректор компании Михаил Иванцов. Без учета показателей приобретенных «Читай-городом» магазинов конкурентов выручка сети увеличится на 15%, говорит он. Доходы книжной сети растут прежде всего из-за удорожания книг: средний чек в книжных магазинах сети за год вырос как раз на 10–15% – до 500 руб. за книгу в Москве и до 300 руб. в регионах России.
Иванцов говорит, что компания прибыльна, но деталей не раскрывает.
Если ориентироваться на расчеты журнала «Книжная индустрия», то показатели «Читай-города» выше средних по рынку. По данным журнала, в первом полугодии 2015 г. продажи книг выросли на 5%. Правда, прогноз на весь год журнал не дает. В 2014 г. продажи росли совсем незначительно – всего на 0,71%. А предыдущие три года рынок и вовсе падал в среднем на 2–4% в год.
«Читай-город» – крупнейшая сеть книжных магазинов в России, говорит редактор «Книжной индустрии» Светлана Зорина. Всего в стране работает больше 2200 книжных, но ни одна другая сеть по масштабам не может приблизиться к «Читай-городу», добавляет она, – в основном это небольшие книжные магазины, которые работают в регионах.
Последними крупными конкурентами «Читай-города» были сети «Топ-книга» и «Буква». Но первая сеть закрылась в 2009 г., а «Буква» – два года назад.
По собственным данным, у сети 350 магазинов, работающих под брендами «Читай-город», «Новый книжный» и «Буквоед». Компания была создана в 2008 г. после объединения двух крупных книготорговых сетей – «Новый книжный» и «Буквоед». В 2009 г. компания приобрела федеральную книжную сеть «Библиосфера», на базе которой провела ребрендинг и открыла магазины уже под брендом «Читай-город». По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Читай-город» принадлежит пяти партнерам, два из них – совладельцы издательства «Эксмо» Олег Новиков и Андрей Гредасов (им принадлежит по 31,6% компании).
Иванцов говорит, что за последний год «Читай-город» открыл 70 новых магазинов и планирует открыть в этом году еще 50. «В кризис открывать книжные магазины оказалось проще, чем мы думали, – продолжает он. – Нам удалось убедить арендодателей, что бизнес книжных магазинов стабилен и приносит доход». По его словам, компании удалось договориться об аренде помещений не в валюте, а в рублях, что снизило финансовую нагрузку на бизнес.