Renault защищается

Карлос Гон, который одновременно руководит Renault и Nissan, хочет сохранить баланс в образованном 16 лет назад альянсе
Карлос Гон, который одновременно руководит Renault и Nissan, хочет сохранить баланс в образованном 16 лет назад альянсе / Shuji Kajiyama / AP

Renault создала комитет из нескольких независимых членов совета директоров, чтобы решить проблему ухудшения отношений между Nissan и правительством Франции. Автопроизводители пересматривают условия 16-летнего альянса после того, как французское государство в начале года увеличило долю в Renault до 20%, чтобы добиться удвоения прав голоса как долгосрочного инвестора.

Действия правительства по увеличению доли в Renault демонстрируют фундаментальный недостаток альянса. Руководители Nissan, который был близок к банкротству в 1999 г. (когда Renault получила над ним контроль), но сейчас является более крупным партнером, считают несправедливым, что Renault обладает эффективным контролем в японской компании через 43,4% акций, в то время как Nissan, владеющий 15% акций Renault, не имеет прав голоса. Японцы опасаются, что, когда закон об удвоении прав голоса вступит в силу в апреле 2016 г., правительство получит чрезмерное влияние на решения, касающиеся альянса.

Небольшой группе независимых директоров Renault в пятницу было поручено посредничество в поиске решения, которое могло бы аннулировать действие закона Флоранж до его вступления в силу, сказали два источника, знакомых с вопросом. Это, как считают некоторые, – первый шаг к предъявлению ультиматума правительству. «Они [директора] должны рассмотреть возможности обойти или нейтрализовать его [закон Флоранж]», – сказал источник, близкий к Nissan. Прошедшее в пятницу заседание совета директоров Renault показало, что японцы готовы ко все более агрессивным действиям. Директор по конкуренции Nissan Хирото Саикава подтвердил решимость найти «сбалансированное и конструктивное решение». Основная цель Nissan – получить «избирательные права» и права голоса в Renault. Это случится, если пакет Renault в Nissan станет меньше 40%.

Премьер Франции Манюэль Вальс заявлял, что государство не хочет полного слияния Renault и Nissan, прекратив спекуляции, что министр экономики Эмманюэль Макрон собирался настаивать именно на таком сценарии. Когда правительство повысило долю в Renault, Макрон говорил, что это временно. Но из-за снижения стоимости акций обратная продажа откладывается.

FT, 9.11.2015, Геннадий Анисимов