Меньше нефти не будет
Саудовская Аравия намерена продолжать прежнюю политику – сохранять высокий уровень добычи нефти, чтобы защитить свою долю мирового рынка, рассказали FT чиновники страны в преддверии очередной конференции ОПЕК, которая пройдет 4 декабря в Вене.
«Единственное, что можно сделать сейчас, – это позволить рынку делать свою работу, – заявил председатель нефтяной госкомпании Саудовской Аравии Saudi Aramco Халид аль-Фалих. – Вопрос о сокращении добычи сырья вообще не обсуждается».
Саудовская Аравия потрясла нефтяной рынок в ноябре прошлого года, когда отказалась от прежней политики сокращения предложения во имя стабилизации цен. Цена на нефть рухнула со $115 за баррель в июне 2014 г. примерно до $50 сейчас.
Политика, продуманная саудовским министром нефти Али ан-Наими, в условиях, когда на рынке нефти появилось слишком много независимых игроков, как раз и состоит в том, что главное – сохранить долю Саудовской Аравии на мировом рынке. Высокие цены на нефть способствовали росту добычи у независимых производителей, которым стало выгодно использовать дорогостоящие технологии – сланцевую и глубоководную. «$100 за баррель казались гарантией безрисковых инвестиций, – говорит Халид аль-Фалих. – Теперь же этого страхового полиса, который Саудовская Аравия в прошлом предоставляла совершенно бесплатно, больше не будет».
Чиновники Саудовской Аравии уверены, что через год-два такая политика даст эффект и цены на нефть восстановятся – на фоне оживления спроса. По прогнозам аль-Фалиха, нынешний дисбаланс на рынке нефти будет преодолен к 2017 г. «Мы надеемся, что инвестиций будет достаточно, чтобы удовлетворить потребности в нефти после 2017 г.», – говорит председатель Saudi Aramco.
Из-за сокращения доходов государственного бюджета нефтезависимая экономика Саудовской Аравии двинулась к финансовому кризису. Чтобы покрыть дефицит бюджета в 20% ВВП, правительство вынуждено привлекать финансовые резервы. Чиновники также разрабатывают более устойчивую стратегию, чтобы сократить расходы, которые заметно выросли за последние годы. Одной из мер стала отсрочка инфраструктурных проектов, например, было решено замедлить строительство метро в Эр-Рияде. Чиновники признаются, что спад цен на нефть оказался глубже, чем предполагалось. «Мы знали, что это будет болезненный шаг, но интенсивность этой боли превзошла все наши ожидания, – сетует аль-Фалих. – Рынок отреагировал чересчур болезненно и резко, как нередко бывает в циклы низких цен». Для улучшения ситуации необходимы инвестиции, заключает он.
FT, 9.11.2015, Лина Бышок