Летать нельзя, но можно
В пятницу, 6 ноября, на совещании в Росавиации с участием представителей Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Boeing и авиакомпаний обсуждалось решение МАК приостановить сертификат типа для всего семейства самолетов Boeing 737.
В России свыше 200 Boeing 737 (около четверти всего парка), оценивал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. Совещание было единодушно в том, что оснований для прекращения эксплуатации Boeing 737 нет, сообщила пресс-служба Росавиации. 4 ноября руководитель авиарегистра МАК Владимир Беспалов написал Росавиации и авиарегулятору США (FAA) о приостановке сертификатов Boeing 737 из-за необходимости доработать системы управления рулем высоты этих самолетов. Росавиация и FAA более года вели переписку по данному вопросу, но результатов нет, объяснял Беспалов.
В воскресенье во второй половине дня МАК сообщил, что подтверждает прежнее решение и ждет совместного уведомления от Росавиации и FAA, что эксплуатируемые в России Boeing 737 безопасны.
Авиарегистр МАК – уполномоченная организация в России по сертификации типа судов, эксплуатация какого-либо образца техники без сертификата авиарегистра МАК невозможна. Запретить полеты того или иного типа судна может только орган федеральной власти, сообщала Росавиация. Федеральный чиновник объяснял, что при приостановке сертификата авиарегистром МАК Росавиация должна внести изменения в сертификаты эксплуатантов, запрещающие полеты данного типа судна.
Два федеральных чиновника и человек, близкий к «Аэрофлоту», считают действия МАК местью его председательницы Татьяны Анодиной за уничтожение «Трансаэро», которую контролирует ее сын Александр Плешаков.
Популярное судно
6500 примерно такое количество самолетов Boeing 737 эксплуатируется сейчас в мире, примерно четверть всех пассажиров мира летает на 737, сказал телеканалу «Россия 24» президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко
В пятницу от МАК поступило новое заявление о приостановке сертификатов типа, но с другими формулировками, говорит представитель Росавиации. «Противоречащие друг другу заявления МАК нуждаются в изучении и юридической проработке, это необходимо для совершения юридически значимых действий, которые могут затронуть пассажиров авиакомпаний, эксплуатирующих Boeing 737», – заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько.
Человек, близкий к «Аэрофлоту», рассчитывает, что Росавиация снова, как в 2013 г., игнорирует МАК: тогда комитет долго не выдавал сертификат типа на Boeing 777, а «Аэрофлот» рассчитывал летать им в Таиланд, куда уже летала «Трансаэро», и Росавиация внесла изменения в сертификат эксплуатанта «Аэрофлота», не дожидаясь МАК. Пресс-служба Росавиации сообщила, что эксплуатация Boeing 737 продолжится в прежнем режиме.
После катастрофы Boeing 737-500 в аэропорту Казани 17 ноября 2013 г., стоившей жизни 50 человекам, Росавиация предположила, что вероятной причиной был отказ руля высоты, напомнил в пятницу МАК: представитель Росавиации в июне 2015 г. даже отозвал подпись из отчета о расследовании (оно показало, что руль высоты ни при чем) и инициировал запросы авиарегистра МАК в FAA и Boeing о необходимости доработки руля высоты.
«То письмо Росавиация писала после Казани, Анодина не дала ему никакого ходу и запустила только сейчас», – возмущен федеральный чиновник. У «Трансаэро» на 30 сентября было 47 Boeing 737.
Замминистра транспорта Валерий Окулов и Нерадько упоминали на совещании в пятницу, что правительство будет отбирать у МАК полномочия по сертификации типов судов, говорит участник совещания. Два других участника считают, что тема полномочий МАК не обсуждалась. Федеральный чиновник уверяет, что полномочия вскоре передадут Росавиации. Представитель Росавиации говорит, что не может комментировать эту тему: она в компетенции правительства. У представителя Минтранса нет сведений, что такая тема обсуждается в правительстве.
Анодиной на совещании не было, никто и не спрашивал, почему она не пришла, говорит участник совещания. Представитель МАК был недоступен для журналистов.