В «Евросеть» за неустойкой

«Евросеть» уже пять месяцев не продает товар Samsung
«Евросеть» уже пять месяцев не продает товар Samsung / М. Стулов / Ведомости

«Евросеть-ритейл», управляющая розничной сетью «Евросеть», существенно задержала оплату «целого ряда» партий товара Samsung, поставленных почти за три года: с октября 2012 г. по сентябрь 2015 г. Это следует из иска «Самсунг электроникс рус компани» к «Евросеть-ритейл», направленного в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате (копия есть у «Ведомостей»). В октябре 2012 г. – сентябре 2015 г. Samsung поставил «Евросети» электронику и программное обеспечение примерно на 52 млрд руб., говорится в иске. И теперь взыскивает неустойку по платежам за эти поставки на сумму чуть более 1,22 млрд руб. К моменту подачи иска (26 октября 2015 г.) «Евросеть» не ответила на претензии Samsung, следует из иска.

Иск подан, подтвердила представитель Samsung Яна Рожкова. По ее словам, производитель неоднократно обращался к «Евросети» с требованием погасить хотя бы задолженность по пеням, но не получил ответа. Ввиду того, что «Евросеть» вот уже пять месяцев не закупает мобильные устройства Samsung, а финансовый год завершается, возникла необходимость «юридического вмешательства», объясняет Рожкова.

Президент «Евросети» Александр Малис категорически отвергает претензии Samsung: по его словам, ритейлер давно урегулировал все финансовые вопросы с производителем, техникой которого не торгует уже несколько месяцев. Прежде Samsung зачастую задерживал бонусы, причитающиеся «Евросети» за продажи его продукции, а «Евросеть» в ответ не платила неустойки, объясняет он. Когда же бонусы наконец выплачивались, происходил взаимозачет. Все сроки оплаты согласовывались с Samsung и это подтверждено документально, утверждает Малис.

В сентябре 2015 г. иск в МКАС подала сама «Евросеть», требуя, чтобы Samsung возместил ей 150 млн руб. убытка от выплаты покупателям компенсаций за бракованный товар. Тот иск пока оставлен без движения – «Евросеть» не пыталась активизировать разбирательство, поскольку Samsung обещал решить вопрос, утверждает Малис.

Как считает Samsung

«Евросеть» должна была оплачивать товар, отгруженный Samsung, в течение 60–90 дней, следует из иска Samsung. Пени за просрочку платежа на срок до 14 дней составляли 0,1% в день от стоимости поставки, по истечении этого срока – 0,2%. Общие штрафные санкции не должны превышать 5%.

Этот обмен исками – часть конфликта, разгоревшегося в июне 2015 г., когда «Евросеть», а затем и еще ряд ритейлеров («Связной», сети фирменных салонов «Вымпелкома» и «Мегафона») прекратили закупать смартфоны у Samsung. Сотрудники «Евросети», «Связного» и «Вымпелкома» объясняли эти действия существенным увеличением доли бракованных аппаратов. В среднем по рынку приемлемый уровень брака – менее 1%, а у Samsung по отдельным партиям он превышал 7%, объяснял Малис, добавляя, что вырос и разрыв между выплатой денег покупателям за возврат и гарантийными выплатами производителя.

«Вымпелком» с «Мегафоном» с 2013 г. являются совладельцами «Евросети». А брат Александра Малиса Олег с декабря 2014 г. – контролирующий акционер «Связного».

Качество телефонов ни при чем, причина отказа части ритейлеров от техники Samsung – недостаточная доходность ее продажи из-за ценовой войны на рынке, заявлял человек, близкий к корейскому производителю. Дело в том, что МТС, уйдя из «Связного» после смены его владельца, сделала ставку на собственную розничную сеть. Чтобы повысить посещаемость своих салонов, она резко снизила цены на смартфоны, в том числе на Samsung. МТС решила продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на торговле техникой, а на мобильном интернет-доступе, который благодаря подешевевшим смартфонам должен набрать популярность, объяснял оператор логику своих действий.

«Связной» не получал исков от Samsung, говорит его представитель Мария Заикина. Samsung хорошо известно, что не устраивает «Связного» во взаимодействии с ним, и представители компаний ищут выход, говорит она. Когда решение будет найдено, сотрудничество может возобновиться, не исключает Заикина. В III квартале 2015 г. доля Samsung в российских продажах смартфонов составила, по оценке «Связного», 19% в штуках и около 25% в деньгах.

«Мегафон» поддерживает рабочие контакты со всеми производителями, в том числе и с Samsung, говорит его представитель Юлия Дорохина. Сотрудник «Вымпелкома» отказался от комментариев. В салонах МТС бракованных устройств Samsung не было и нет, утверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников.