Содружество кинотеатров

Выход Ivi на новые рынки не потребует значительных инвестиций
Выход Ivi на новые рынки не потребует значительных инвестиций / Е. Разумный / Ведомости

Российский онлайн-кинотеатр Ivi выходит на рынки стран СНГ, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Олег Туманов. По его словам, за последние пару недель доступ к сайту Ivi.ru, мобильным приложениям и приложениям Smart TV был открыт для жителей еще 11 стран. Прежде из-за так называемого геотаргетинга (когда контент сайта доступен пользователям только при заходе на него с определенной территории) смотреть сериалы и фильмы на Ivi по договоренности с правообладателями могли только жители России. Теперь же компания договорилась со студиями и телеканалами о получении дополнительных прав на территорию СНГ, объяснил Туманов.

Ivi был запущен Тумановым в 2010 г. Сначала в этот сервис инвестировали около $30 млн ru-Net, Tiger Global Management, холдинг «Профмедиа» (сейчас миноритарный пакет Ivi принадлежит прежнему владельцу «Профмедиа» – компании «Интеррос»). В 2011 г. Ivi привлек инвестиции еще на $40 млн как от действующих акционеров, так и от семейства фондов Baring Vostok. В этом сентябре фонд Buran Venture сообщил, что инвестировал в Ivi $3,5 млн. Никаких подробностей сделки не раскрывалось.

По данным TNS, Ivi – крупнейший онлайн-кинотеатр в России. В августе этого года на сайт Ivi с настольных ПК и ноутбуков в среднем в день заходили 5,2 млн жителей России в возрасте 12–64 лет, следует из отчета TNS. Для сравнения: у Zoomby этот показатель составил 3,8 млн человек, у Tvigle – 2,3 млн человек, Megogo – 1,6 млн человек. С другой стороны, по сравнению с августом прошлого года аудитория Ivi снизилась почти на четверть. Но Туманов указывает, что основным источником просмотров для Ivi стало одноименное приложение для умных телевизоров (Smart TV, такие телевизоры подключены к интернету). Ежемесячная аудитория сервиса на всех платформах в России сейчас составляет около 24 млн уникальных пользователей.

Как растет видеореклама

Рынок видеорекламы в 2015 г. составит 5,6 млрд руб. (+11% год к году), прогнозировал летом селлер медийной рекламы IMHO Vi. В прошлые годы продажи видеорекламы росли быстрее – на 52% в 2014 г. (до 5 млрд руб.) и на 74% в 2013 г. (до 3,3 млрд руб.).

В прошлом году выручка Ivi выросла в полтора раза до 728 млн руб. Туманов уточнил, что в первой половине этого года по отношению к тому же периоду 2014 г. выручка компании выросла на 40–45%. По данным TMT Consulting, Ivi контролирует четверть рынка онлайн-кинотеатров в России. Зарабатывает сервис на рекламе и платном доступе к контенту – как подписках, так и одноразовых покупках пользователями копий фильмов или шоу.

По оценке Туманова, потенциальная аудитория для онлайн-кинотеатров в СНГ составляет 50–60 млн пользователей в месяц. «Качество аудитории и качество интернет-соединения в этих странах несколько ниже, чем в России, поэтому мы ожидаем более умеренного роста бизнеса», – указывает он. В отношениях с правообладателями Ivi в большинстве случаев отказался от системы минимальных платежей и передает им часть фактически полученных доходов от контента, поэтому выход в СНГ на первом этапе не потребует значительных инвестиций от компании, добавил Туманов. «Для нас сейчас правильный момент для выхода за пределы России, поскольку за последнее время мы заметно усовершенствовали свою видеоплатформу, выстроили более правильные отношения с правообладателями. Я доволен тем качеством предложения контента, которое у нас сейчас есть. Это можно масштабировать», – заявил он.

Основные российские конкуренты Ivi уже работают в СНГ. Так, Tvzavr работает на Украине, в Белоруссии и Казахстане практически с самого основания компании в 2010 г., рассказала «Ведомостям» гендиректор Tvzavr Марина Сурыгина. На СНГ приходится около 10% выручки Tvzavr, говорит она, но конкретных цифр не раскрывает. Tvigle уже около года работает на Украине, в Казахстане и Белоруссии, говорит гендиректор Tvigle Евгения Петрова: «С точки зрения анализа доходности и возможного роста рекламный рынок онлайн-видео стран СНГ – крайне перспективное направление».

Megogo, еще один русскоязычный сервис, основан украинцами. С 2012 г. компания работает не только на Украине и в России, но в Прибалтике, Казахстане, Белоруссии, сейчас этот сервис также доступен и в других странах СНГ. По словам его представителя, в августе аудитория этого сервиса на всех платформах в СНГ и Прибалтике составила 43,2 млн уникальных пользователей, из них 29,2 млн – в России, 9 млн – на Украине. Получается, по собственным данным, аудитория Megogo в России уже больше, чем у Ivi.