Экономика чистых и нечистых
Бизнес на запретах и административных ограничениях еще глубже укореняется в российской экономической моделиПредложение ввести в России стандарты, аналогичные требованиям к халяльной и кошерной пище у мусульман и иудеев, отражает магистральное направление российской мысли – причем скорее экономической, чем религиозной.
От имени церковного истеблишмента в поддержку идеи высказался замглавы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Роман Богдасаров. Характеристики будущей «чистой» православной еды пока четко не определены. Это должна быть прежде всего здоровая еда. Не определяя точных характеристик здоровой еды, Богдасаров назвал алкогольные напитки дурного качества, чипсы, энергетики в качестве еды нездоровой. Еда, по его мнению, также не должна содержать трансгенных жиров и продуктов крови, в ней не должно использоваться мясо животных, умерщвленных негуманным способом.
За этой скромной бизнес-идеей наверняка стоит чей-то «свечной заводик» – кто-нибудь потихоньку уже производит правильную еду, надеясь, что рынок вот-вот упадет к его ногам. Мышление здесь прежде всего деловое и только потом «кошерное». Огородить некоторую экономическую территорию, создав пусть небольшую, но монополию; организовать запреты, которые помогут создать пустоты на рынке; по возможности добиться от государства субсидий на благое дело. Эта логика ничем не отличается от логики тех, кто одновременно с прохождением через законодателя запрета на хранение персональных данных за пределами РФ уже имел в запасе построенные в России дата-центры. Это логика тех, кто одновременно со снижением цены на водку оказался производителем нескольких водочных брендов, которые по цене строго укладываются в установленный минимум.
Это логика уничтожения продуктов и мгновенного выброса на рынок не самых дешевых и не самых хороших продуктов местного производства. Перечисление примеров заняло бы всю статью – это просто магистральный путь. Это логика импортозамещения, которая в его нынешнем российском исполнении является просто переделом рынка с помощью административных ограничений. Новые бенефициары этой совсем не новой игры с легкостью орудуют государственными инструментами – контрсанкциями, законами, правительственными постановлениями. Этот подход к экономической деятельности уничтожает стоимость и сводит на нет смысл рыночных критериев (качество, цена). Но главное – этот подход закрепляет очень определенное послание: в России деловое предприятие – это санкционированная властью монополия, претендовать на которую может только тот, кто может управлять запретами/разрешениями. Это может делать только игрок родственно или дружественно близкий к Кремлю, в некотором смысле «чистый», т. е. кошерный или халяльный.
А о том, может ли еда быть православной, хорошо сказал агентству regions.ru священник Петр Коломейцев: «Православие – религия не закона, но благодати. Законнический подход препятствует живому общению с Богом. Для православия нехарактерны пищевые запреты, определение «чистоты» пищи».