Китай растет на услугах
В III квартале ВВП Китая вырос на 6,9%, свидетельствуют опубликованные в понедельник данные. Темпы роста оказались ниже 7% впервые с 2009 г., что стало еще одним признаком замедления экономики страны. Но некоторые инвесторы считают беспокойство преувеличенным: сектор услуг переживает бум. Они делают ставку на попытки Пекина сделать экономику более сбалансированной: менее ориентированной на производство и торговлю и больше – на потребление и сферу услуг.
За первые девять месяцев 2015 г. продажи билетов в кинотеатры выросли более чем на 50% в годовом выражении примерно до 33 млрд юаней ($5,1 млрд). Пассажиропоток увеличился почти на 10%, занятость в не сельскохозяйственном секторе выросла более чем на 15% в 2014 г. Экономика Китая становится более двойственной: если ВВП в целом в III квартале вырос на 6,9%, то сектор услуг – на 8,4%, впервые на его долю приходится более половины роста ВВП. «Если учитывать данные сектора услуг, экономика определенно не выглядит так, будто она находится на краю пропасти», – отмечает Николас Ларди из Института Петерсона.
«Пусть в целом китайская экономика и замедляется, но в ней вполне можно найти успешные области», – говорит Ди Чжоу из Thornburg International Value Fund. Его фонд недавно приобрел акции China Mobile после публикации данных о том, что интернет-трафик на мобильных устройствах почти удвоился. «Нынешнее восприятие рынком Китая может расходиться с реальными фактами сильнее, чем когда-либо за пять лет», – говорит руководитель China Beige Book Леланд Миллер (компания опрашивает более 2100 китайских фирм). «Китайская экономика не демонстрирует выдающихся результатов, но и не рушится», – согласна Жун Чжу из американской Leuthold Group.
Но многие инвесторы все равно настроены скептически. Хотя сектор услуг и является теперь основным драйвером экономического роста, он по-прежнему относительно невелик, утверждает глобальный инвестиционный стратег GuideStone Capital Management Дэвид Спика. Переход на новую экономическую модель может занять больше времени, чем некоторые думают, считает он.
WSJ, 20.10.2015, Алексей Невельский