Вьетнам потеснит Китай

Темпы роста экспорта вьетнамских товаров могут ускориться, если США и еще 11 государств ратифицируют соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства
Темпы роста экспорта вьетнамских товаров могут ускориться, если США и еще 11 государств ратифицируют соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства / AP

В сельскохозяйственной провинции Лонган возле города Хошимин на юге Вьетнама расположено уже более десятка промышленных зон и увеличивается число предприятий легкой промышленности. К маю этого года иностранные инвесторы пообещали вложить в провинции $3,67 млрд, причем около 40% – в швейную и текстильную промышленность. Там, например, расположена фабрика Nike, которая извлекает выгоду из того, что зарплаты местных молодых рабочих примерно вдвое ниже, чем в Китае.

Темпы роста экспорта вьетнамских товаров могут ускориться, если США и еще 11 государств ратифицируют соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership, TPP), говорят экономисты. Об этом знаковом торговом соглашении страны договорились в начале октября. Оно, в частности, предполагает отмену пошлин на определенные товары, от чего должны выиграть прежде всего экспортирующие их Вьетнам и Малайзия.

Если TPP будет реализовано, оно будет «фантастическим», утверждает Фрэнк Смигелски, вице-президент Avery Denisson, одного из крупнейших в мире производителей этикеток и бирок для одежды. В июле компания открыла в Лонгане завод и может его расширить после 2020 г., если выпуск одежды благодаря TPP значительно увеличится. «[Соглашение] подстегнет больше производителей одежды увеличивать здесь производство, – говорит Смигелски. – Чем больше будет их присутствие здесь, тем значительнее для них будет выгода».

Перспективы роста

$33,5 млрд
На столько может вырасти ВВП Вьетнама благодаря TPP в следующие 10 лет – или примерно на 20%, прогнозирует правительство страны. Приток инвестиций может сделать Вьетнам наряду с Нигерией одной из самых быстро растущих экономик мира в 2015–2050 гг., если торговые ограничения и дальше будут отменять, считают специалисты PricewaterhouseCoopers.

Привлекательности Вьетнама способствуют и стремительный рост оплаты труда, и нехватка рабочих в Китае. В 2014 г. прямые иностранные инвестиции во Вьетнам составили $12,4 млрд, что примерно на 25% больше по сравнению с 2009 г.

По оценкам Института международной экономики Питерсона, Вьетнам выиграет от создания TPP больше других стран, потому что получит гораздо больший доступ к крупным потребительским рынкам. Его экспорт одежды и обуви может увеличиться на 46% до $165 млрд к 2025 г. благодаря постепенному снижению пошлин до нуля. Партнерство «дает его членам привилегированный доступ к рынкам США и Японии», отмечает Крис Клаг из Economist Intelligence Unit.

Но многое зависит от окончательных деталей соглашения. Как ожидают многие аналитики, для отмены пошлин может потребоваться, чтобы вся продукция – от нитей до готовой одежды – была произведена в странах – членах партнерства. Это условие играет на руку американским производителям пряжи и текстиля. Вьетнам импортирует большинство нитей и тканей из Китая и других стран, не входящих в TPP.

В долгосрочной перспективе из-за таких строгих правил даже больше производителей одежды могут переместить бизнес во Вьетнам, если там обоснуются поставщики нитей и тканей, считает Смигелски. С каждым годом навыки вьетнамских рабочих развиваются экспоненциально, что позволяет выпускать там более сложную продукцию. «На то, на что в Китае нужно 30 лет, во Вьетнаме требуется 10 лет, – говорит Смигелски. – [Вот почему] все больше и больше компаний делают ставку на Вьетнам».

WSJ, 19.10.2015, Алексей Невельский