Мобильные миллионы
Рынок мобильной рекламы в России быстро растет: в 2015 г. он увеличится на 120%, прогнозирует аналитическая компания eMarketer. В этом году рекламодатели потратят на мобильную интернет-рекламу в России $430 млн, или 19% всего рынка цифровой рекламы и 5% от всего рекламного рынка России, ожидает eMarketer.
Правда, аналитики исходили из курса в 38,53 руб. за доллар: по этому курсу затраты рекламодателей в российской валюте составят 16,5 млрд руб. Однако сейчас курс доллара составляет 62,2 руб., т. е. в 1,6 раза больше, чем в расчетах аналитиков. Компания обычно использует средний курс валюты за прошлый год, объясняет представитель eMarketer Дениз Даффи. Методику исследования по существу она не раскрыла.
В будущих прогнозах аналитики еще более оптимистичны: в 2019 г. рекламодатели будут тратить на продвижение на мобильных устройствах больше половины бюджетов на интернет, 16,8% от всех бюджетов, или $1,81 млрд. Всего на продвижение в сети в 2019 г. рекламодатели будут тратить в России 30% бюджетов. Впрочем, уже сейчас, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рекламодатели тратят в сети около трети бюджетов.
Россия пока отстает в скорости перевода бюджетов в мобильную рекламу: в Южной Корее на нее в этом году будет потрачено 54,4% всех бюджетов на интернет, в США – 51,9%.
По данным TNS, в июле – сентябре 2015 г. интернетом с мобильных устройств пользовалось 52,5% населения России в возрасте больше 12 лет (города с населением больше 100 000 жителей), год назад этот уровень составлял 46,9%.
До сих пор эксперты давали лишь отдельные оценки рынка мобильной рекламы в России. Так, ранее управляющий директор Dentsu Aegis Russia Максим Осипов оценивал его в 2014 г. в 4 млрд руб. (только затраты на таргетированные размещения на мобильную аудиторию). «Яндекс» сообщал в мае этого года, что только он один заработал на мобильной рекламе 15% выручки от контекстной рекламы в 2014 г., или 6,9 млрд руб. Во II квартале 2015 г. мобильная реклама принесла «Яндексу» уже 20% выручки от контекста.
Доля мобильной рекламы в интернет-рекламе в последние два года растет ежегодно в 1,5–2 раза, говорит Алексей Беляев, координатор группы по оценке интернет-рекламы АКАР. Аудитория мобильных устройств быстро растет, а рекламодатели уже преодолели свой первоначальный скепсис по отношению к новому рекламоносителю, объясняет он. Конкретную оценку рынка Беляев дать затруднился.
Эксперты не указывают, оценивают ли они только медийную рекламу или также учитывают деньги, потраченные на продвижение мобильных приложений и игр, поэтому их оценки так противоречивы, указывает гендиректор HPMD Network Елена Юткина. Она считает, что на долю собственно медийной рекламы сегодня приходится около 35% бюджетов, которые тратятся на мобильную рекламу в целом. Оценка eMarketer совпадает с данными агентства Mediacom, согласно которым объем средств, потраченных рекламодателями на рекламу в мобильных устройствах, увеличится с 7 млрд руб. в 2014 г. до 27 млрд руб. в 2015 г., добавила она.