Белозеров начинает зачистку РЖД
Совет директоров РЖД в четверг прекратил полномочия трех членов правления – первого вице-президента Вадима Морозова (отвечал за общее руководство и координацию производственно-хозяйственной деятельности компании), вице-президентов по здравоохранению и работе с общественными организациями Олега Атькова и корпоративному управлению и стратегическому развитию Валерия Решетникова. Об этом рассказали «Ведомостям» два близких к совету директоров монополии человека и близкий к РЖД источник. Об этом решении РЖД объявит в пятницу, добавляют они.
Морозов, который входит в правление РЖД с 2005 г. и когда-то был министром путей сообщения, не покинет компанию. Он станет советником Белозерова. Обязанности Морозова переходят к старшему вице-президенту РЖД по организации железнодорожных перевозок Анатолию Краснощеку, уточняют собеседники «Ведомостей». Такая же информация и у «Интерфакса».
Правление могут покинуть главный бухгалтер РЖД Галина Крафт, говорят три близких к компании человека, а также вице-президенты по развитию Московского транспортного узла Петр Кацыв, по инфраструктуре Александр Целько, по управлению персоналом и социальным вопросам Дмитрий Шаханов, добавляют еще два источника, близких к совету директоров монополии.
Представитель РЖД от комментариев отказался.
Столь масштабные и быстрые перемены в высшем руководстве госкомпании – редкость, отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Но это объясняется тем, что правление РЖД было слишком раздуто и без смены руководства монополии невозможны перемены, которых от нового президента РЖД требуют чиновники, добавляет эксперт. Правление РЖД было самым многочисленным среди госкомпаний – в него входило 25 человек. Теперь оно сократится как минимум до 22, а возможно, и до 19 человек.
За 2014 г. члены правления РЖД заработали 1,4 млрд руб., за шесть месяцев 2015 г. – 598,2 млн руб. Правление РЖД было неоправданно раздуто, говорит топ-менеджер компании – железнодорожного оператора, объясняя столь масштабные планы по сокращению численности правления.
Топ-менеджер компании – железнодорожного оператора связывает оптимизацию числа вице-президентов компании со стремлением нового президента РЖД сократить издержки. На днях Белозеров говорил о планах монополии сократить расходы в 2016 г. на 50 млрд руб.
Возможно, столь масштабные кадровые изменения означают и продолжение реформы железнодорожного транспорта, в том числе либерализацию локомотивной тяги, которой предыдущее руководство препятствовало, рассуждает один из руководителей другой компании – железнодорожного оператора. Но все будет зависеть от того, кто заменит ушедших топ-менеджеров, отмечает он.
Белозеров встал у руля РЖД в августе, заменив неожиданно отправленного в отставку Владимира Якунина. Тогда о скором уходе сразу нескольких вице-президентов рассказывали источники, близкие к РЖД. Пока ушел только вице-президент по безопасности Александр Бобрешов. А в начале октября вице-президентом РЖД по вопросам закупочной деятельности, контроля и аудита был назначен Анатолий Чабунин. Он пришел в РЖД недавно – в сентябре 2015 г. на должность директора монополии по внутреннему контролю и аудиту. С 2013 по 2015 г. он был заместителем руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
Новому президенту РЖД нужно, с одной стороны, устанавливать контроль над финансовыми потоками компании, с другой – не допустить проблем в перевозочной деятельности монополии, рассуждает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Именно поэтому Морозова заменили на представителя старой команды Краснощека, поясняет логику кадровых перемен в РЖД эксперт.
На первой планерке Белозерова в РЖД он обещал, что перестановок не будет – разве что кто-то сам пожелает уйти. «Революций не планирую. Все, что можно сделать поступательно, эволюционным путем, будем делать», – приводила его слова газета «Гудок». Со старым составом правления РЖД, которое было сформировано еще Якуниным, у нового президента компании возникает «конфликт элит», рассуждает топ-менеджер одного из промышленных холдингов из числа клиентов РЖД. К тому же от Белозерова ждут перемен в работе компании, а они возможны, только если полностью поменять руководство монополии, добавляет он.