Треть Vimpelcom в хорошие руки
Тщательно взвесив все «за» и «против», Telenor приняла решение избавиться от доли в Vimpelcom Ltd., сообщила норвежская компания в понедельник. На продажу выставлен весь пакет – 33% обыкновенных акций, или 43% голосующих (обыкновенные плюс привилегированные). Vimpelcom – «сложный актив», формирующий всего 8% стоимости Telenor, его капитализация постоянно снижается, а возможности контролировать его деятельность у норвежского инвестора нет, объясняет он мотивы своих действий. «Поэтому совет директоров и гендиректор Telenor приняли выйти из Vimpelcom Ltd. в интересах акционеров и в соответствии с долгосрочной стратегией группы», – говорится в сообщении.
Telenor – второй крупнейший акционер Vimpelcom Ltd. после LetterOne Technology (L1 Technology, бывшая Altimo) Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева; последней принадлежит 56,2% обыкновенных и 47,9% голосующих акций. Telenor подсчитала, что за 17 лет, посвященных Vimpelcom, она вложила в компанию 15 млрд норвежских крон (по вчерашнему курсу – $1,77 млрд) и получила в виде дивидендов 20 млрд норвежских крон ($2,36 млрд). Примерно столько же – $2,4 млрд – составляла рыночная стоимость ее доли в Vimpelcom на бирже NASDAQ в понедельник. На каких условиях Telenor готова расстаться с этим пакетом и кому согласилась бы продать его, ее представитель не говорит. По его словам, норвежская компания приняла «стратегическое решение выходить из актива», но выход может занять время.
Никаких конкретных сроков компания перед собой не ставила, добавил он.
Представитель Vimpelcom Ltd. Артем Минаев ограничился словами о том, что в компании знают о намерении Telenor.
Для Vimpelcom заявление акционера стало полной неожиданностью, признается близкий к компании человек. Он усматривает за действиями Telenor политические мотивы.
Между тем руководство Telenor еще два года назад предупреждало, что не позднее апреля 2016 г. ему предстоит ответить на вопрос, оставаться ли в Vimpelcom или выходить. В апреле 2016 г. истекает срок, когда Telenor – владелец крупного пакета привилегированных акций Vimpelcom, голосующих, но не дающих права на дивиденды, – вправе конвертировать их в обыкновенные (в противном случае префы сгорят). Решение в пользу конвертации означало бы для Telenor необходимость профинансировать Vimpelcom, выкупив у него эквивалентное количество обыкновенных акций по рыночной цене. Даже с учетом падения капитализации Vimpelcom (см. инфографику) сумма вышла бы круглая, если считать по вчерашним котировкам – $1,24 млрд. Между тем размер дивидендов Vimpelcom еще в начале 2014 г. основательно урезал: он сообщил, что временно – до тех пор, пока его чистый долг не сократится до менее чем двух годовых показателей EBITDA – будет выплачивать акционерам не $0,8 на обыкновенную акцию, как обещал первоначально, а только $0,035.
Давая интервью «Ведомостям» осенью 2013 г., тогдашний гендиректор и президент Telenor Йон Фредрик Баксос признавал: если норвежцы сочтут нецелесообразным конвертировать привилегированные акции Vimpelcom в обыкновенные, то, скорее всего, это будет означать и их вероятный выход из Vimpelcom Ltd. Так в итоге и получилось. Эти два решения – не конвертировать префы и искать покупателя на долю в Vimpelcom – принял уже новый гендиректор Telenor Сигве Брекке, сменивший Баксоса в августе 2015 г.
Telenor Group стала первым крупным инвестором в российский «Вымпелком». Она приобрела долю в российском операторе – 25% + 1 акция за $160 млн – в декабре кризисного 1998 года, когда тот работал лишь в Московском регионе и обслуживал всего 124 000 абонентов. Лишь полтора года спустя – в 2001 г. – партнером Telenor стала «Альфа-групп» (будущая Altimo, а ныне LetterOne).
В 2005 г. отношения совладельцев «Вымпелкома» испортились – Telenor протестовала против предложения «Альфы» объединить «Вымпелком» с украинским «Киевстаром» (в котором у норвежцев был контроль), не понравилась ей и идея менеджмента «Вымпелкома» выйти на Украину, купив мелкого GSM-оператора «Украинские радиосистемы». Украинская экспансия стала причиной затяжного акционерного конфликта, результатом которого стало соглашение о создании международного холдинга Vimpelcom Ltd. (в 2009 г.): Altimo получила 43,89% его голосующих акций, а Telenor – 35,42%.
Но мир продолжался недолго – до тех пор, пока Altimo и менеджмент Vimpelcom не предложили объединиться с международными активами египетского бизнесмена Нагиба Савириса. Условия этой сделки вновь не устроили Telenor, начались судебные тяжбы – в результате объединение все-таки состоялось, Vimpelcom стал шестым оператором в мире по числу абонентов, но оказался перегружен долгами, а Altimo увеличила долю в холдинге почти до контрольной.
Учитывая, что Telenor в последнее время мало влияла на принятие решений в Vimpelcom, смысл оставаться его акционером для нее мог бы заключаться разве что в дивидендах, рассуждает аналитик брокерской компании «Альпари» Анна Кокорева; а тут еще коррупционный скандал в Узбекистане (одной из стран присутствия Vimpelcom) – дополнительный фактор, склоняющий Telenor к мысли о продаже. В 2014 г. выяснилось, что TeliaSonera, МТС и Vimpelсom Ltd., входя на рынок Узбекистана, платили деньги структурам, связанным с окружением дочери президента республики Гульнары Каримовой. Минюст США, попросивший этим летом суд заморозить связанные с этими сделками активы в Европе на сумму свыше $1 млрд, считает, что деньги выплачивались за лицензии и частоты. Обвинений по этому делу пока не предъявлено, но норвежские власти всерьез обеспокоились возможной причастностью Telenor – компании, подконтрольной Норвегии, – к незаконной деятельности и требовали от ее руководства объяснений.
Наиболее логично в роли покупателя было бы увидеть LetterOne или какого-либо другого «крупного финансового инвестора», пишут аналитики Deutsche Bank и «ВТБ капитала». Собеседник «Ведомостей», близкий к Vimpelcom, говорит, что LetterOne рассмотрит возможность покупки пакета у норвежцев, хотя не считает, что она в этом заинтересована. Преимущественного права выкупа доли Telenor в Vimpelcom Ltd. у L1 Technology нет, заявил «Интерфаксу» представитель Telenor Северин Роалд: «Акционерное соглашение больше не действует, а устав Vimpelcom не предусматривает преимущественного права выкупа». Представитель L1 Technology от комментариев отказался. Ранее управляющий менеджер L1 Technology Алексей Резникович не раз говорил, что желания контролировать Vimpelcom у его компании нет, ее устраивает партнерство с опытным индустриальным инвестором.
Теоретически покупателем мог бы выступить и сам Vimpelcom, допускает аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов, тем более что у него есть средства. По данным отчетности оператора на 30 июня 2015 г., на его счетах было $4,22 млрд.
В долгосрочной перспективе выход Telenor из Vimpelcom способен оказать положительное влияние на оператора, считает Семенов. Во-первых, отсутствие второго стратегического инвестора перестанет приводить к корпоративным конфликтам; во-вторых, если хотя бы часть принадлежащих Telenor акций Vimpelcom будет продана в рынок, это сделает бумаги оператора более ликвидными.
В понедельник к 22.00 котировки Vimpelcom Ltd. на NASDAQ почти не изменились в цене (+0,49%).