Сирия не станет как Ливия
Еще несколько недель назад после длительных переговоров дипломаты были близки к соглашению о создании воздушных зон безопасности, чтобы помешать режиму Асада бомбить гражданское население на севере и юге страны, утверждают официальные лица и военные из возглавляемой США коалиции. Оно было основано на планах, представленных Иорданией и Турцией. Многие чиновники уверены, что именно эти намерения коалиции заставили Кремль неожиданно вмешаться в конфликт. «Конечная причина всего происходящего – возобновившееся внимание к Сирии и необходимость найти какое-либо политическое решение. Мы надеялись достичь этого с помощью бесполетных зон», – говорит высокопоставленный европейский дипломат.
Генерал Филип Бридлав, командующий силами НАТО в Европе, на прошлой неделе выразил беспокойство тем, что на восточном побережье Средиземного моря может появиться укрепленная зона, доступ к которой будет прегражден из-за наличия там сил ПВО. Россия разместила в Латакии четыре истребителя Су-30, обладающих высокой маневренностью, а с моря базу прикрывает, в частности, крейсер «Москва» с 64 установками С-300, которые способны поражать на расстоянии 150 км почти любые военные самолеты. Это означает, что военно-воздушные силы коалиции становятся уязвимыми.
«Из-за размещения российских сил становится ясно, что создание США и союзниками любого рода бесполетных зон по ливийской модели теперь невозможно. По крайней мере пока коалиция не будет на самом деле готова сбивать российские самолеты», – говорит Джастин Бронк, аналитик Королевского объединенного института оборонных исследований. По его словам, Россия не стремится к сотрудничеству для деэскалации конфликта, а просто требует «не стоять у нее на пути» и это будет серьезно осложнять задачу коалиции. Самолетам США и союзников станет труднее выполнять разведывательные миссии. По словам одного из офицеров НАТО, альянс ожидает увидеть от России даже «тактику времен холодной войны» и провокационные действия, недавно имевшие место в странах Балтии.
Если раньше мы занимались нашими геополитическими интересами на Востоке и Западе, то теперь мы осознали интересы глубоко на юге, причем за пределами границ России.
Чтобы влиять на ситуацию в Сирии, России важно помешать созданию коалицией бесполетных зон. В последние месяцы режим Асада терял территорию, и это могло бы вынудить его пойти на переговоры. Но теперь любые политические и дипломатические процессы будут происходить на условиях Москвы.
Ведя военные действия в Сирии, Россия преследует несколько политических целей, но для президента Путина бесполетные зоны имеют особое значение, считает аналитик IHS Jane’s Алекс Кокшаров, ведь в России их нередко рассматривают как инструмент для смены правящих режимов. «Путин был глубоко потрясен свержением Каддафи в Ливии. И мотивацией для нынешних действий служит что-то личное», – отмечает Кокшаров.
FT, 5.09.2015, Алексей Невельский