Сделка века
Представители США, Японии и 10 государств тихоокеанского побережья в понедельник подписали итоговое соглашение по договору о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP). Само соглашение расширяет действующий договор NAFTA (между США, Мексикой и Канадой). Но гарантий, что конгресс США его одобрит, нет: голосование по TPP пройдет не раньше начала 2016 г. Кроме США, Японии, Мексики и Канады в TPP вошли Австралия, Новая Зеландия, Перу, Чили, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Сингапур – вместе эти страны контролируют 40% мирового ВВП и около трети мирового торгового оборота, сообщает Bloomberg. По оценкам Института мировой экономики Петерсона, партнерство увеличит доходы его участников на $285 млрд к 2025 г., их экспорт вырастет на $440 млрд. 64% от общего прироста ВВП придется на Японию и США, пишет The Economist.
Соглашение позволит США противостоять Китаю в Тихоокеанском регионе, пишет WSJ, во взаимной торговле будут отменены около 18 000 пошлин на американские товары. «95% потенциальных потребителей нашей продукции живут за границей: мы не можем позволить странам вроде Китая определять правила мировой экономики, эти правила должны написать мы, открывая новые рынки американским товарам», – заявил президент США Барак Обама (цитата по Reuters). С начала 2015 г. США столкнулись с сокращением экспорта из-за укрепления доллара, в августе экспортные поставки снизились на 3,2%, свидетельствуют данные министерства торговли. По данным Census Bureau, за 2009–2014 гг. экспорт товаров США замедлился до 48%.
Соглашение готовилось с 2008 г., последним препятствием был спор США с Австралией по синтезированным лекарствам-дженерикам: Австралия получила право защищать свой рынок (механизмы защиты могут вводиться на 5–8 лет).
У России подписано соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. За первое полугодие российский экспорт во Вьетнам вырос на 20%, товарооборот составил $1,6 млрд. Меморандум о создании зоны свободной торговли подписан между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Чили.
Для России краткосрочные потери от соглашения будут незначительными, уверена профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова, зато долгосрочные – огромными. Россия оказывается вне интеграционного процесса и экономика от этого, конечно, не выигрывает, объясняет она, хотя сейчас доля российского экспорта в регионе невелика, но это огромный рынок сбыта. Например, по данным австралийского бюро статистики, экспорт российских товаров в Австралию в 2015 г. уже снизился на 82,6%, а товарооборот – на 62,3%. Товарооборот между Россией и Новой Зеландией за первое полугодие упал на 44% ($219,7 млн), а с Японией – на 7,8%, свидетельствуют данные ФТС.