Сильный доллар мешает США
Надежды на рост американского экспорта слабеют под давлением сильного доллара и сложной ситуации в мировой экономике. Впервые с финансового кризиса экспортные поставки начали сокращаться. В июле – на 3,5% в годовом сравнении. А новые данные, опубликованные министерством торговли, показали снижение на 3,2% в августе (с учетом сезонных колебаний).
В 2010 г. президент Барак Обама поставил задачу удвоить экспорт за пять лет. Некоторые крупные города, например Портленд, вызов приняли. Увеличение экспорта казалось хорошим способом вывести экономику из рецессии в 2007–2009 гг. Именно внешняя торговля стала главным драйвером экономического роста США в 2010 и 2011 гг. Власти надеялись, что экспорт обеспечит стабильность на внутреннем рынке труда.
Вернулась в США
Из-за проблем в экономике США президент компании Columbia Green Technologies (занимается озеленением крыш) Ванесса Кейджс увеличила продажи в Бельгии и Новой Зеландии. В Канаде компания занялась проектами для государства и Wal-Mart. За три года четверть продаж компании обеспечивал экспорт. Но из-за сокращения спроса на иностранных рынках и укрепления доллара Кейджс приходится сфокусироваться на внутреннем рынке.
Но мечта об экспортном буме не осуществилась. Экспорт товаров и услуг вырос на 80% с 2003 по 2008 г., но в 2009–2014 гг. рост замедлился до 48%, по данным Census Bureau. Как только безработица начала снижаться, американские потребители подтвердили свою доминирующую роль в стимулировании экономического роста. А сильный доллар и ослабление экономики других стран способствовали торможению мировой экономики. «Можно полагать, что укрепление доллара <...> будет сдерживать рост <...> до 2016 г. и, возможно, в 2017 г.», – заявил в августе заместитель председателя ФРС Стэнли Фишер. Если ФРС в этом году начнет повышать краткосрочные процентные ставки, доллар может еще больше укрепиться.
Основные мировые валюты подешевели по отношению к доллару, что сделало товары американского производства более дорогими для иностранных покупателей. Замедлился рост на ключевых рынках, таких как Китай и Канада. Два года назад доля экспорта занимала до 70% от продаж Shimadzu Manufacturing Inc., дочерней компании японского производителя инструментов для тестирования состояния здоровья спортсменов-олимпийцев. В настоящее время ситуация на заводе в индустриальном парке на окраине Портленда изменилась – продажи на внутренний рынок и за границу примерно сравнялись.
Из-за сильного доллара поставки из Японии дешевле американских, отмечает Джо Шаддикс, вице-президент и управляющий завода: «Мы не так конкурентоспособны, как раньше».
Но Сэм Адамс, бывший мэр Портленда, остается убежденным сторонником цели удвоения экспорта – если не к 2017 г., то когда-нибудь потом. «Очевидно, что жизнь будет меняться, но стоит продолжать идти к поставленной цели», – призывает он.
WSJ, 30.09.2015, Лина Бышок