Дума и телефонное право
Сегодня комитет Госдумы по уголовному законодательству рекомендует принять в первом чтении два законопроекта, направленных на защиту прав задержанных. Законопроект единороссов Павла Крашенинникова, Виктора Пинского, Рафаэля Марданшина и других о праве задержанного на звонок был внесен депутатами в апреле, но получил отрицательный отзыв правительства. Сейчас на уведомление родственников задержанного отводится 12 часов с момента задержания (см. врез), но в законе о полиции предусмотрен трехчасовой срок уведомления, отмечают депутаты, и предлагают его сократить. В правительстве считают, что депутаты не объяснили, что считать моментом задержания, и не уточнили срок, в который подозреваемый должен предстать перед следователем после задержания. Таким образом, теряется право следствия на тайну задержания, сказано в отзыве. Депутаты в заключении комитета отмечают, что эти замечания могут быть учтены ко второму чтению. Изменения создают эффективную возможность для задержанного сообщить о задержании и местонахождении, в том числе и в целях обеспечения его права на защиту и выбор защитника, считает профильный комитет.
В ноябре 2013 г. в Думу был внесен схожий законопроект, подписанный членами Совета Федерации Андреем Клишасом и Константином Добрыниным: кроме права задержанного на звонок они предлагали ввести обязательное участие защитника в составлении протокола задержания. Этот законопроект до сих пор не рассматривался Госдумой. Концептуально эта идея поддерживается, поскольку участие защитника в составлении протокола объективно улучшает права задержанного, сказано в заключении комитета, сейчас присутствие защитника при задержании возможно, но не обязательно.
Законные сроки
Согласно УПК протокол задержания должен быть составлен в срок не более 3 часов после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю, а не позднее 12 часов с момента задержания следователь или дознаватель «уведомляет кого-либо из близких родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому».
Против этих инициатив выступает МВД, знает собеседник в комитете: «Поэтому законопроекты так тяжело идут. Из инициативы Клишаса уберут право на звонок и попробуют принять оба законопроекта». Есть элементарные права человека, которые регулярно нужно гарантировать и которые есть в законе о полиции – их нужно закрепить в УПК, говорит председатель комитета Крашенинников: «Мы не стараемся защитить преступников. Просто это право должно быть у каждого человека, поэтому мы собираемся за эти законопроекты побороться».
Действующий УПК предусматривает обязанность следователя или лица, производящего дознание, в течение 12 часов уведомить родственников задержанного о факте задержания, что обеспечивает гарантии для соблюдения законных прав и интересов задержанного, говорит юрист компании «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина, дознаватель или следователь имеет свободу выбора в способе такого уведомления. «Существующий порядок уведомления способен повлечь нарушение права задержанного на защиту, гарантированное Конституцией. Но опасения, что задержанный разгласит тайну следствия, имеют под собой основания: например, задержанный может сообщить о факте задержания соучастникам и создать препятствия в расследовании», – комментирует Рагулина. Чтобы свести риск разглашения тайны предварительного расследования к минимуму, необходимо более детально проработать процедуру уведомления, считает адвокат: «Нужно установить дисциплинарную ответственность для следователя или дознавателя, не выполнившего требование УПК. А сокращение срока уведомления можно поддержать – это существенно снизит возможности недобросовестных сотрудников воздействовать на задержанного».
Для устранения неясностей и пробелов, на которые ссылаются в правительстве, достаточно внимательно изучить действующий УПК, считает адвокат бюро «Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры» Алексей Касаткин, а опасения, что подозреваемый раскроет сведения, имеющие значение для доказывания, именно по телефону, не слишком основательны: они могут быть переданы заинтересованным лицам и иными способами, через защитника. Инициатива позволит избежать злоупотреблений должностных лиц и будет способствовать либерализации уголовного процесса, уверен Касаткин.