Возвращение инвестбанков

У нью-йоркских выпускников MBA интерес к инвестбанкингу уже сравнялся с уровнем предкризисного 2005 года
У нью-йоркских выпускников MBA интерес к инвестбанкингу уже сравнялся с уровнем предкризисного 2005 года / Pixabay

Банки возвращаются, – радуется замдекана по корпоративным отношениям и развитию карьеры школы Stern при Университете Нью-Йорка Роксанна Хори. – Рынок слияний и поглощений в хорошей форме, сектор стартапов – тоже, поэтому IPO сейчас много». Примерно 30% выпускников программ MBA Stern этого года пошли работать в инвестбанки, еще 6–7% – в фонды прямых инвестиций, в фонды венчурного капитала и др.

Нью-Йорк зовет

У нью-йоркских выпускников MBA интерес к инвестбанкингу уже сравнялся с уровнем предкризисного 2005 года. Впервые за последние пять лет выпускники, выбирающие карьеру на Уолл-стрит, могут рассчитывать на то, что их вознаграждение будет автоматически выше базовой зарплаты. В 2014 г. при базовой зарплате в $110 000 выпускники ведущих школ MBA могли бы рассчитывать на $125 000 и $50 000 бонуса.

Выпускники программ MBA действительно отдают предпочтение крупнейшим инвестбанкам, в первую очередь Goldman Sachs и Morgan Stanley, говорит замдекана по управлению карьерой Columbia Business School Джина Рсеник: «К знаменитым брендам по-прежнему большой интерес. А бренды все те же, что и до кризиса».

В Chicago Booth, по словам замдекана по управлению карьерой Джулии Мортон, интерес студентов к финансовому сектору остается высоким и более 40% выпускников Booth трудоустраиваются именно в финансовые компании. Также есть немалый интерес к сектору управления активами богатых клиентов, финансированию сектора недвижимости, фондам прямых инвестиций и венчурным фондам, а также к небольшим и региональным банкам.

Лондон медлит

В Лондоне ситуация иная. Этот рынок более фрагментирован по сравнению с тем, каким он был восемь лет назад. Если в докризисном 2007 году London Business School (LBS) трудоустроила 46% своих выпускников в финансовые компании, то в этом году лишь 28% выпускников выбрали такую карьеру.

У нью-йоркских выпускников MBA интерес к инвестбанкингу уже сравнялся с уровнем предкризисного 2005 года

«Рынок действительно обвалился, – говорит исполнительный директор центра карьеры LBS Лара Берковиц. – В Европе банки перестали забирать большое число выпускников».

У Imperial College Business School, которая в последние годы значительно улучшила преподавание финансовых дисциплин, примерно треть выпускников MBA уходит в финансовый сектор. Почти такой же результат у школы Cass. Imperial College Business School и Cass выпускают по 70 человек со степенью MBA ежегодно.

Проблема и в спросе, и в предложении, говорит менеджер по управлению карьерой Cass Стефани Киссен. Хотя эта школа расположена в лондонском Сити, банковская карьера не очень популярна среди выпускников: многим сектор высоких технологий, консалтинг и здравоохранение нравятся больше. «Определенно есть ощущение, что сейчас возможна и другая карьера», – отмечает Киссен.

Падение популярности среди выпускников MBA – плохая новость для банков, но лишь на первый взгляд. Расстраиваться не из-за чего, утверждает руководитель отдела рекрутинга Bank of America Merrill Lynch в Европе Ди Кларк. Хорошо, что теперь нет стадного чувства, говорит она: «На самом деле очень помогает, что то меньшее число студентов MBA, которые действительно хотят работать в банках, отдают себе отчет, почему они этого хотят».

Структурные различия между рынками найма Нью-Йорка и Лондона значительны. В отличие от банков Уолл-стрит лондонский Сити традиционно нанимал на начальные позиции студентов и выпускников университетов без опыта работы, тогда как банки Уолл-стрит брали более дорогих выпускников MBA.

Берковиц полагает, что Уолл-стрит стала перенимать лондонскую практику, поскольку бизнес-школы тоже все больше принимают студентов без опыта работы (см. статью на стр. В3). «Я думаю, что сейчас и там и там тренд на то, чтобы брать больше аналитиков и меньше ассоциатов, – говорит она, – точка входа в сектор – это позиция аналитика».

В Китае ценят местных

В финансовом центре Азии – Гонконге картина тоже меняется, рассказывает административный директор по управлению карьерой бизнес-школы CUHK Марджори Чан. «Мы видим, как увеличивают наем банки и инвестиционные компании из Китая и Гонконга», – говорит она.

Крупнейшие инвестбанки Уолл-стрит тоже присматриваются к Китаю, отмечает замдекана бизнес-школы HKUST Шон Фергюсон. «Банкам интересны носители китайского», – говорит Фергюсон. Для тех, кто хочет работать в Пекине и Шанхае, одного знания китайского уже недостаточно, добавляет он: «Материковый Китай становится более изолированным. Мало уметь говорить по-китайски, нужно быть из местных».

Хотя примерно половина выпускников программ MBA в школах CUHK и HKUST находят работу именно в финансовом секторе, по составу компании, в которые они устраиваются, стали разнообразнее. «За последние два года к нам приходило много фондов прямых инвестиций, работающих в Гонконге», – говорит Чан: Гонконг для них – это «база привлечения средств для инвестирования в Азии, включая Индию и Китай».

FT, 14.09.2015