Проверка на рейтинг
В воскресенье состоялся последний перед выборами в Госдуму единый день голосования: в 21 субъекте выбирали губернаторов, в 11 – региональные парламенты. Больше всего нарушений наблюдатели зафиксировали в Костромской области – единственном регионе, где к выборам был допущен список Демократической коалиции Алексея Навального на базе «РПР-Парнаса».
Костромской эпицентр
В воскресенье штаб наблюдателей «Открытых выборов» (проект «Открытой России» Михаила Ходорковского) после 16.00 стала штурмовать полиция – как утверждали правоохранители, из-за поступившего сообщения об убийстве. Навальный назвал это попыткой сорвать наблюдение за выборами: «Когда власти увидели по экзитполам, что мы преодолеваем барьер, они решили удалять наблюдателей с участков. Смысл всего этого – устроить фальсификации, чтобы отгрызть у нас 1–2%». Согласно экзитполам самого «РПР-Парнаса», партия должна получить 6%, по данным ВЦИОМа – 2,6%.
Рекорды явки
Самая высокая явка (данные на 17.00) была зафиксирована в Кемеровской области (83,51%), самая низкая – в Архангельской области (13,92%). В Костромской области она составила 24,71%.
Создавать препятствия для наблюдателей власти начали еще в пятницу, когда председатель облизбиркома Михаил Барабанов направил всем членам избиркомов письмо с просьбой посмотреть на НТВ разоблачительный фильм о наблюдателях. Тем же вечером областное УМВД сообщило о задержании машины координатора «Открытой России», у которого изъяли 2 млн руб., «предназначенных для выплаты активистам радикальных молодежных групп, планирующих противоправные акции в период проведения выборов». В субботу с поезда был снят активист «РПР-Парнаса», который вез с собой 200 000 руб., официально снятых с избирательного счета для оплаты гостиниц в северо-восточных районах области. В воскресенье наблюдатели фиксировали нарушения на протяжении всего дня – по данным «Голоса», был организован подвоз людей с открепительными удостоверениями, подкуп избирателей, вброс бюллетеней.
Активное противодействие «РПР-Парнаса» политолог Константин Калачев объясняет тем, что бюджет на контрпропаганду всегда строже проверяется: «Кроме того, есть много игроков – одни пытаются по-умному показать электоральную несостоятельность «РПР-Парнаса», а силовики, которые хотят отличиться в борьбе с пятой колонной, ломают всю политическую повестку. В итоге усилия против «РПР-Парнаса» вызывают противодействие и приводят к обратному результату».
Губернаторы и конкуренты
По данным ЦИК, на выборах губернаторов Камчатки и Сахалина лидируют действующие главы Владимир Илюхин и Олег Кожемяко. Неожиданные новости пришли из Иркутской области: после обработки 60% бюллетеней врио губернатора, единоросс Сергей Ерощенко набирал лишь 46,4% голосов, а Сергей Левченко (КПРФ) – 40,1%. По словам секретаря ЦК КПРФ Вадима Соловьева, в Иркутске коммунисты надеются на второй тур. Нарушений тоже хватало, говорит Соловьев: кандидату в губернаторы Валентину Шурчанову прокололи шины, в Ростовской области зафиксированы вбросы, в Иркутске – «карусель» на 13 участках, а в Нижнем Новгороде – подкуп избирателей. Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов отметил низкую явку в Архангельске и Смоленске: «Единый день голосования выбран неправильно, многие еще отдыхают, народ не хочет идти голосовать. Надо возвращаться к назначению губернаторов». Эсер Александр Бурков похвалился неплохими результатами партии в Челябинской, Новосибирской, Воронежской и Магаданской областях, а основную массу нарушений эсеры зафиксировали в Магадане, Воронеже и на Ямале, хотя «в целом было меньше административного давления, чем в предыдущие годы». Выборы проходят спокойно, без нарушений: есть все основания полагать, что те реальные дела, которые делает «Единая Россия», позволяют ей лидировать по результатам, констатирует сенатор Вячеслав Тимченко («Единая Россия»).
«Голос» получил 1604 сообщения о нарушениях за весь период избирательной кампании, говорит координатор движения Роман Удот: «В воскресенье на 19.50 поступило 704 сообщения, еще четче стала прошлогодняя тенденция, когда много нарушений отмечается еще до дня голосования». Больше всего было нарушений прав наблюдателей, членов комиссий и представителей СМИ, нарушений при голосовании по открепительным, «на дому», незаконное голосование, незаконная агитация и принуждение избирателей. Больше всего сообщений о нарушениях поступило из Костромской, Самарской и Воронежской областей.
Когда убрали рекомендации по процентам явки и результатам, регионы повели себя по-разному, говорит Константин Калачев: Камчатка и Еврейская автономная область не стали гнаться за явкой и получили высокий результат, у Кемеровской области все осталось по-прежнему. «Стало понятно, что на рейтинге президента уже нельзя набрать голоса. Там, где были плохие политтехнологи, все пошло под откос – как в Амурской и Иркутской областях», – считает он. Голосование проходило не на пике рейтингов Владимира Путина и «Единой России», отмечает политолог Михаил Виноградов, к тому же в августе было много тем, «расколовших даже лояльный электорат». Выборы актуализировали проблемную ситуацию в городах-миллионниках, связанную либо с негативным настроением населения, либо с расколом элит, что видно по Самаре, Нижнему Новгороду, Новосибирску, говорит эксперт: «Слабее выступил ряд губернаторов, судя по ожиданиям, которые есть по Амуру и Иркутску. Но в целом осталась дифференциация между теми губернаторами, кто проходил техническую процедуру, и теми, кто пытался использовать выборы для собственного политического и электорального усиления перед думскими выборами».