Подписное издание iPhone
План Apple предусматривает ежегодное предоставление пользователям нового телефона, не привязанного к конкретному оператору, в обмен на ежемесячную плату. Для владельца iPhone 6s начального уровня она составит $32,41. Фактически это разделенная на 12 частей полная стоимость нового iPhone, включающая цену программы технической поддержки AppleCare+. Правда, получить новую модель пользователь сможет, только сдав Apple свой старый телефон, полученный год назад.
Создатели iPhone рассчитывают с помощью этой схемы увеличить долю клиентов, обновляющих свои телефоны при выходе новой модели, и таким образом увеличить продажи. Apple – одна из немногих высокотехнологичных компаний, которые могут похвастаться высокой лояльностью клиентов, причем достаточно состоятельных, чтобы покупать новое устройство каждый год.
Решение сотовых операторов о переходе на продажу большинства новых телефонов с двухлетним абонентским контрактом противоречило стремлению продавать больше новых телефонов, поскольку пользователи оказывались привязанными к уже приобретенным устройствам.
Два года назад Apple начала предлагать клиентам кредитование с условием обмена старых моделей iPhone на новые в фирменных магазинах компании. Старые телефоны возвращались на завод. Apple не сообщает, какова их судьба, но, вероятно, часть из них после обновления выдавалась клиентам за небольшую плату в качестве замены сломанных телефонов. Впрочем, часто такие устройства появляются и на вторичном рынке.
Apple меняет рублевые цены
Apple подняла цены на технику в российском интернет-магазине, пишет издание Hi-Tech.mail.ru. Так, на 22% выросла цена на iPad Air – сейчас она начинается от 40 990 руб. за модель с 16 Гб памяти и WiFi. Подорожали и умные часы от Apple: цена на самую бюджетную модель в линейке Apple Watch Sport выросла в онлайн-магазине корпорации на 4000 руб. и сейчас составляет 27 990 руб. При этом подешевели предыдущие модели: на iPhone 6 цена теперь начинается от 44 990 руб. (на 9% дешевле, чем раньше), а на iPhone 6 Plus – от 52 990 руб. (на 5% дешевле).
По данным организаторов интернет-рынка подержанной электроники Gazelle, во вторник, т. е. накануне выхода новой модели 6s, стоящей $649, средняя стоимость предыдущей модели – iPhone 6 начального уровня составляла $311. Год назад предшествующую модель – iPhone 5s можно было продать примерно за $240, т. е. за треть первоначальной цены.
Для американских сотовых операторов в инициативе Apple есть как плюсы, так и минусы. «Операторы не получают прибыли от продажи телефонов, но при этом несут расходы в связи с управлением складскими запасами и обеспечением резерва для защиты от плохих долгов», – говорит аналитик из New Street Research Джонатан Чаплин. Его коллега из MoffettNathanson Крейг Моффетт также подчеркивает, что для операторов продажа устройств – это центр затрат, а не прибыли, так что избавление от этих обязанностей можно считать хорошей новостью.
В то же время новая схема может ослабить связи между такими операторами, как AT&T или Verizon, и их клиентами: они превращаются в простых поставщиков услуг связи и лишаются возможности продавать продукты и услуги с более высокой маржей. Apple сама хочет стать центром взаимодействия с абонентами, замечает Чаплин.
Аналитики оговариваются, что инициативу Apple не следует считать объявлением войны телекоммуникационным компаниям. Рынок беспроводной связи является и еще будет оставаться крупнейшим заказчиком для Apple. Тем не менее любой шаг этой компании, влияющий на отношения между операторами и их клиентами, воспринимается в отрасли с недоверием. Сейчас ситуация осложняется еще и тем, что операторы переходят на новую модель бизнеса. Традиционные двухлетние контракты заменяются более либеральной схемой, позволяющей абоненту в любое время прекратить действие контракта. Операторы продают телефоны независимо от услуг, в большинстве случаев используя программу финансирования под названием «План установки оборудования», которая обычно позволяет окупить стоимость телефона в течение двух лет. Заключение такого контракта затрудняет для клиента переход к другому оператору, поскольку при этом ему придется выплатить полную стоимость телефона, а она зачастую велика. Однако, если клиент будет получать телефон в аренду от Apple, ему станет легче сменить оператора, что, вероятно, окажется выгодно компаниям второго эшелона, таким как T-Mobile и Sprint.
Привлечет ли абонентов новая схема Apple, зависит от цен и тарифных планов для iPhone, которые сотовые операторы должны представить в ближайшие дни. Sprint уже предлагает похожую арендную схему: платя $22 в месяц, клиент может получать новые модели телефона по мере их выпуска. Аналогичная схема T-Mobile с ежемесячной платой в $25 позволяет клиенту обновлять телефон до трех раз в год. Возможно, инициатива Apple заставит AT&T и Verizon последовать примеру Sprint и T-Mobile.
FT, 10.09.2015, Александр Силонов