Мобильное приложение в помощь
Подавляющее большинство мобильных приложений можно загрузить бесплатно – менее 1% программ требует оплату при скачивании, говорится в отчете Juniper Research. В основном пользователи скачивают на свои устройства приложения для поиска, обмена сообщениями, общения в социальных сетях и игры. При этом все больше становится разнообразных приложений, упрощающих многие повседневные, а порой и экстренные ситуации. Для многих пользователей смартфонов в России уже стали обыденными мобильные приложения для вызова такси или заказа еды на дом. Как еще можно упростить жизнь или сэкономить время с помощью мобильного?
Здоровым и больным
Наиболее активно в последние годы развивается рынок мобильного мониторинга здоровья (mHealth), отмечает директор по развитию бизнеса компании E-COM Константин Юрченко. Этот сегмент растет в 3–4 раза быстрее, чем другие мобильные программы, имеющие социальный контекст, говорится в отчете аналитиков Juniper Research. По их прогнозам, к 2016 г. приложения для здравоохранения скачают более 150 млн раз. А по прогнозу аналитиков Brookings, в этом году мировой рынок mHealth составит $14,5 млрд, а к 2020 г. вырастет до $58,8 млрд.
Назначение таких программ может быть весьма разнообразным – от специализированных калькуляторов по дозировке лекарств до удаленных мониторов, считывающих медицинские показатели больного, говорит Юрченко.
Миллиарды за приложения
$1,3 млрд Такого размера достигнет российский рынок мобильных приложений к 2016 г., по прогнозам аналитиков J’son & Partners Consulting
Например, мобильное приложение Apple Health, встроенное в устройства Apple, следит за двигательной активностью, сном, весом, питанием и другими параметрами жизнедеятельности человека, говорит Максим Трегубов, ведущий системный инженер группы компаний Custis. Он уверен, что собранная в приложении статистика может «существенно помочь медицинским институтам в изучении и предупреждении различных болезней, в ранней диагностике заболеваний».
В мобильных устройствах Apple более 20 различных встроенных функций, призванных помочь людям с ограниченными возможностями вести полноценную жизнь, рассказывает Иван Бирюков, гендиректор Центра развития социальных инноваций «Технологии возможностей». Специальные функции iPad и iPhone позволяют осуществлять голосовое чтение веб-страниц, озвучивание набираемого текста, видеозвонки на языке жестов и т. п.
Сейчас также доступны специальные разработки, позволяющие получать данные о работе протезов и менять их настройки прямо в мобильном приложении, добавляет Бирюков. Например, такое приложение разработал американский производитель протезов конечностей Orthocare Innovations. А сервис СoG (Captioning on Glass) может существенно облегчить жизнь людей с нарушенным слухом, замечает Бирюков. С его помощью владельцы Google Glass или смартфонов Apple могут в реальном времени читать то, что им говорят. Людям с нарушениями речи может помочь мобильное приложение Talkitt, которое переводит невнятное произношение в понятную речь.
Из отечественных разработок, по мнению Бирюкова, внимания заслуживает проект компании «Инрэко ЛАН» – специальный планшет для пожилых людей и людей с ограниченной функциональностью. Специальная программная оболочка позволяет отобразить адаптированное меню, в автоматическом режиме настроить шрифт, цвет, звук и т. п.
Недавно экспериментальное приложение для плохослышащих представил российский «Яндекс». По данным Всемирной организации здравоохранения, у 10% людей в мире проблемы со слухом, из них у 1,5–2% – тяжелые нарушения. С помощью приложения «Разговор» такие люди смогут понимать собеседника: приложение озвучивает набранные фразы, а также распознает речь говорящего и превращает ее в текст.
Приложение написали за одну ночь во время хакатона вместе с друзьями с кафедры «Яндекса» в МФТИ, рассказывает менеджер проекта Акмал Артиков, а когда показали первую, еще сырую версию людям с нарушением слуха, то поняли, что это правда нужная вещь.
Мобильный спасатель
Мобильное приложение может оказаться полезным и в случае необходимости экстренно связаться со спасателями или полицией. «Сегодня нажатием одной кнопки можно позвонить в службу спасения, оплатить штраф, получить информацию о налогах и т. п.», – рассказывает Трегубов. Среди таких приложений он выделяет официальное приложение МЧС России «Мобильный спасатель» (при нажатии на кнопку SOS программа автоматически определяет местонахождение человека и выбирает из базы номер ближайшей службы спасения), приложение портала госуслуг и мобильное приложение «Активный гражданин».
Организаторы проекта «Активный гражданин» предлагают жителям Москвы участвовать в голосованиях и опросах на социально значимые темы (общественный транспорт, детские площадки, городские парки и пляжи и т. д.), помогать столичному руководству благоустраивать город, уверен Трегубов. А участвуя, человек зарабатывает баллы, которые впоследствии можно обменять на услуги городских органов власти, например на парковочные часы в центре столицы, радуется он.
Правда, активные граждане не могут сами ставить вопросы на голосование – их выбирает для москвичей администрация города. В итоге зачастую в проекте нет острых, важных для москвичей вопросов. Так, они могли решить, какая музыкальная группа будет выступать на выпускном вечере в Парке Горького, а вот высказаться о строительстве стадиона в Парке дружбы в районе Левобережный возле станции метро «Речной вокзал» жителям района не предложили. В итоге активным гражданам приходится отстаивать свой парк другими средствами.
Это не значит, что приложение бесполезно. Например, в сентябре прошлого года за две недели сотрудничества проекта с известным волонтерским движением по поиску пропавших людей «Лиза Алерт» в Москве было найдено живыми пять человек, сообщал руководитель департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев агентству «Москва». Пользователям «Активного гражданина», находящимся в районе, где произошло исчезновение, транслировались приметы и фотографии пропавших людей. А в случае пропажи ребенка его приметы получали все без исключения пользователи приложения.
За рамки смартфонов и планшетов
Носимые устройства – новая сфера развития мобильных гаджетов. К 2017 г. около 50% операций мобильных приложений в мире будет проходить именно на носимых устройствах, считает директор по исследованиям Gartner Брайан Блау. Например, устройства, отслеживающие эффективность занятий фитнесом, будут посылать получаемую ими информацию в облако, где она будет анализироваться и возвращаться пользователю в виде рекомендаций и статистики, прогнозирует он.
Гендиректор компании КРОК Борис Бобровников рассказывает о другом приложении для волонтеров, созданном для Российского союза спасателей. Портал и мобильное приложение «Доброволец» позволяют спасателям в 82 регионах со смартфонов отслеживать происшествия и оперативно обмениваться информацией друг с другом, говорит он.
Есть официальное приложение и у Министерства внутренних дел. При необходимости оно самостоятельно определяет местонахождение человека и соединяет его с ближайшим отделением полиции. Если функция GPS в мобильном отключена или местный ОВД не отвечает, звонок переадресуется на единый номер 112. В базе данных можно найти адреса и телефоны всех отделений и участковых, в том числе в виде интерактивной карты. Приложение также позволяет отправить в МВД обращение.
Не ради прибыли
За последние несколько лет появилось немало приложений, позволяющих экономить время и деньги, самый яркий пример – многочисленные онлайн-такси, изменившие рынок пассажирских перевозок. Такси стали приезжать быстрее, а цены на них снизились. В Москве, например, на этом рынке работает три разработчика с собственными приложениями: «Яндекс.Такси», Gett (бывшая GetTaxi) и Uber.
Приложения для вызова такси, хоть сами и бесплатны, служат коммерческой цели. Однако помимо них в последние годы появились и другие приложения, облегчающие перемещение по городу. Например, проект «Метро для всех» (Metro4all) анализирует доступность метрополитена в крупных городах России и Европы, а также помогает лучше ориентироваться в метро, говорит Бирюков из «Технологий возможностей». Сейчас внимание проекта в основном сосредоточено на потребностях маломобильных групп населения – инвалидов-колясочников, родителей с детскими колясками, пожилых людей и т. п., знает Бирюков.
В 2014 г. компания «Яндекс» запустила бесплатное приложение «Яндекс.Транспорт», позволяющее пользователям отслеживать в реальном времени движение и прибытие на остановки общественного транспорта.
Мобильные приложения банков развиваются уже несколько лет – с их помощью можно не только искать ближайшее отделение или банкомат, но и совершать практически все основные операции (переводы, конвертация валюты, открытие вкладов и т. п.). Но помимо банковских разработок в последнее время стали популярны приложения для ведения домашней бухгалтерии, такие как «Карманный счетовод» или «Умный бюджет», рассказывает исполнительный директор компании «Аспект» Артем Генкин.