Смартфон платит
Количество транзакций по банковским картам с поддержкой технологии платежей с помощью ближней бесконтактной связи (NFC, см. врез) в России за 2014 г. увеличилось на 70%. А к концу 2015 г. их может стать больше еще на 80–90%, подсчитала исследовательская компания J’son & Partners Сonsulting. И хотя не все платежи по таким картам совершены именно бесконтактным образом, по мнению аналитиков, уже можно уверенно говорить о широком распространении NFC в банковской сфере.
Развитием NFC заинтересовались и платежные системы. Электронными деньгами Visa Qiwi Wallet теперь можно платить в обычных магазинах и ресторанах, объявили в августе Visa и Qiwi. Сервис доступен пользователям приложения Visa Qiwi Wallet на Android-смартфонах. Приложение заставляет смартфон имитировать платежную карту с поддержкой технологии бесконтактных платежей Visa payWave и расплачиваться, приложив смартфон к терминалу, принимающему такие карты.
Количество бесконтактных транзакций со смартфонов никто из опрошенных «Ведомостями» аналитиков подсчитывать не берется. Все они говорят о том, что рынок таких платежей в России (да и в мире) еще не сформирован. По подсчетам аналитиков «Евросети», NFC в телефоне ежемесячно используют более 250 000 человек в России. Популярность услуги ограничена уровнем распространения NFC-совместимых смартфонов, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, «технология находится в самом начале своего развития».
Для проведения бесконтактных платежей пригодны 17% смартфонов, проданных в России в прошлом году, подсчитал «Связной». В первом полугодии 2015 г. на устройства Android с поддержкой технологии NFC пришлось 16% продаж в штуках, утверждает ритейлер. Проникновение таких смартфонов в общей массе, по подсчетам «Евросети», сейчас примерно то же – 17%. NFC есть практически во всех моделях – флагманах крупных производителей, рассказывает представитель «Связного» Мария Заикина. Но, по ее словам, это «нишевая» функция, мало кто из покупателей выбирает смартфон по наличию или отсутствию NFC.
iPhone вместо кошелька
Сделать бесконтактные мобильные платежи по-настоящему популярными смогут глобальные бренды, считают аналитики. В частности, специалисты Morgan Stanley полагают, что распространению технологии в мобильном мире поможет недавний выход на этот рынок американской корпорации Apple.
С октября прошлого года в США заработала система мобильных платежей Apple Pay, позволяющая использовать смартфоны iPhone 6 и iPhone 6 Plus в качестве цифрового кошелька при оплате покупок и услуг. Партнерами Apple в этом проекте стали более 220 000 предприятий.
Apple Pay позволяет хранить на мобильном устройстве информацию о банковской карте клиента. Фактически гаджет становится ее «зеркалом» и, взаимодействуя с платежным терминалом с помощью технологии NFC, делает процесс оплаты быстрым. При этом клиенту необходимо зарегистрировать свою банковскую карту в системе, например послав ее фотоизображение. За каждую транзакцию, осуществляемую с помощью Apple Pay, банки отчисляют Apple небольшие комиссионные, при этом ни потребители, ни магазины не несут никаких дополнительных расходов.
Следом за Apple о запуске своего платежного продукта заявил Samsung. На проводившейся в феврале этого года в Барселоне выставке Mobile World Congress он представил свою собственную платформу мобильных платежей – Samsung Pay. Несмотря на сходство в общей концепции, у платформы Samsung Pay есть некоторые отличия от конкурента. В частности, технология MST (magnetic secure transmission), дающая пользователю возможность платить в терминалах, которые работают с картами с магнитной полосой.
Платежеспособная sim-карта
Российские сотовые операторы пытаются популяризировать NFC сами, не надеясь на производителей телефонов.
В начале сентября «большая тройка» сообщила о запуске нового платежного сервиса в партнерстве с московским метрополитеном. Услуга «Мобильный билет» позволяет абонентам МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» оплачивать проезд в метро, приложив к турникету мобильный телефон. Для этого им нужно лишь заменить обычную sim-карту на специальную – с поддержкой технологии бесконтактных платежей NFC (см. врез).
Что такое NFC
Near field communication (NFC) – технология беспроводной связи малого радиуса действия, которая позволяет устройствам обмениваться данными на расстоянии около 10 см. С 2004 г. этот термин получил широкое распространение в связи с бесконтактными платежами. Именно тогда Nokia, Sony и Philips учредили некоммерческую организацию, разработавшую и утвердившую стандарты технологии.
Часы с секретом
В интервью «Ведомостям» генеральный директор Swatch Group Ник Хайек рассказал о следующем продукте компании – Swatch NFC. Производитель вел переговоры с Visa, MasterCard и китайской UnionPay. Хайек пообещал, что внешне они не будут отличаться от обычных часов Swatch. Чип часов пользователь сможет конфигурировать сам под собственные потребности. Например, часы можно будет использовать как электронный пропуск для входа в офис или как программу лояльности. «Философия очень проста: это часы-ключ, мы сознательно не стали делать в них дисплей, поскольку дисплеи и так нас окружают повсюду», – говорит Хайек.
Легче платить
Важную роль в развитии NFC играет инфраструктура. По оценкам J’son & Partners Consulting, за 2014 г. количество платежных терминалов с поддержкой NFC увеличилось в России более чем вдвое.
Подключить «Мобильный билет» абоненты МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» смогут бесплатно. Операторы обещают не взимать с пользователей ни абонентскую плату, ни комиссию. Они не скрывают, что таким образом стремятся сделать сервис более привычным для абонентов. МТС, например, будет запускать «Мобильный билет» в большинстве крупных городов России, говорит директор департамента маркетинга финансовых услуг оператора Андрей Макаров. По его словам, также в ближайшем будущем абоненты МТС получат возможность записывать «по воздуху» на sim-карту электронные образы не только проездных, но и банковских карт, страховых полисов, скидочных купонов, билетов на различные мероприятия. «Мы стремимся к тому, чтобы лицевой счет абонента стал для него полноценным финансовым инструментом, который он может использовать для ежедневных расходов», – вторит коллеге из МТС Айк Карапетян, директор по финансовым услугам компании «Мегалабс» («дочка» «Мегафона», отвечает за развитие дополнительных сервисов).
Бесконтактный кошелек
Над решением NFC работают и «Яндекс-деньги», рассказывала «Ведомостям» представитель компании Евгения Арнаутова. Пока «в одно касание» платят продвинутые пользователи, любители технических новшеств, а их не так много – большинство платят контактным способом, рассказывала она.
Стремительный рост
Исследовательская компания Strategy Analytics, данные которой приводит «Мегафон», прогнозирует, что оборот мобильных NFC-платежей к 2020 г. достигнет $130 млрд.
Deloitte считает, что из-за выхода на этот рынок производителей телефонов 2015 год станет поворотным годом для развития бесконтактных мобильных платежей. По прогнозам аналитиков банка, к концу 2015 г. 5% из 600–650 млн пользователей устройств, оснащенных NFC, будут хотя бы раз в месяц использовать эту технологию для проведения платежа. В конце 2014 г., по подсчетам Deloitte, их доля составляла всего 0,5% от 450–500 млн.
По прогнозам МТС, в 2017 г. каждый третий телефон в России будет поддерживать NFC, а бесконтактные транзакции в сумме составят 50 млрд руб. в год.
Сергей Золкин, руководитель департамента ИКТ и финансовых сервисов J’son & Partners Сonsulting, также не сомневается, что массовое распространение бесконтактных мобильных платежей случится в ближайшие несколько лет. Этому будет способствовать целый комплекс факторов: развитие инфраструктуры, появление в России нескольких приложений для использования смартфона в качестве банковской карты, активность участников рынка – разработчиков программных и аппаратных решений, банков, платежных систем, операторов и т. д., а также рост доли NFC-смартфонов в продажах.
Исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин считает, что телефон вполне способен заменить кошелек, ведь сегодня редко кто выходит без него из дома, а носить с собой кучу банковских карт не всегда практично. «Технологически не важно, что вы прикладываете к терминалу – карту или телефон», – заключает Луканин.