Капитальный барьер
Народный банк Китая (НБК) обязал банки откладывать в резервы пятую часть от средств, потраченных на покупку иностранной валюты. Кроме того, по словам банкиров, от них требуют ужесточить проверки крупных операций по покупке валюты корпоративными клиентами. Власти также усиливают борьбу с незаконными агентами по переводу денег за рубеж, к ней подключилось министерство общественной безопасности.
Возможности людей и компаний приобретать валюту и осуществлять трансграничные денежные переводы ограничены. Например, физическое лицо не может вывести из Китая более $50 000 в год. Обмен юаней на иностранные валюты компаниями допускается лишь в бизнес-целях, таких как оплата импорта и одобренные зарубежные инвестиции. Однако способов обойти эти ограничения немало – от включения личных средств в корпоративные валютные операции, в том числе по фиктивным договорам, до использования услуг подпольных трансфертных агентов. Среди законных способов – инвестиции в зарубежную коммерческую недвижимость, которые в значительной степени осуществляются богатыми китайцами. По оценке CBRE Group, в первом полугодии такие вложения составили $6,5 млрд и по итогам года они могут превысить прошлогодний результат в $10,5 млрд.
Надежных данных о трансграничных потоках капитала нет в том числе потому, что многие переводы проводятся в обход ограничений. Тем не менее экономисты указывают на сокращение валютных резервов Китая как на индикатор растущего оттока: достигнув в 2014 г. почти $4 трлн, они с тех пор уменьшились более чем на $340 млрд.
Экономисты Goldman Sachs в отчете для клиентов назвали возможную нестабильность юаня и отток капитала основными поводами для беспокойства. По их оценке, после объявленной 11 августа девальвации юаня темпы оттока капитала могли ускориться до $150–200 млрд.
По мнению Чжу Хайбиня, экономиста JPMorgan Chase, за год по конец II квартала отток достиг «впечатляющих» $340 млрд. Экономист Macquarie Group Ларри Ху называет цифру в $264 млрд за тот же период.
В ближайшие месяцы отток может усилиться, если юань будет слабеть, а экономика и дальше будет демонстрировать признаки быстрого замедления. С начала года курс юаня к доллару опустился на 2,6%; опубликованные во вторник официальные данные по промышленному производству в августе оказались худшими за последние три года. «В III квартале отток может увеличиться из-за ожиданий ослабления юаня», – полагает Чжан Минь, старший экономист Академии общественных наук КНР.
Чтобы сделать покупку валюты более дорогой, НБК ввел новое правило: с 15 октября банк, который в течение месяца купил валюты на $100 с помощью такого финансового инструмента, как валютный форвард, должен перечислить на счет в НБК $20. Формирующиеся резервы будут храниться в центробанке в течение года при нулевой ставке. Это требование направлено на «предотвращение макрофинансовых рисков», говорится в заявлении НБК.
Под давлением властей некоторые из крупнейших банков ужесточают процедуры внутреннего контроля. Так, в Bank of China любые покупки валюты на сумму более $1 млн должны быть рассмотрены в штаб-квартире в Пекине. А руководителям China Citic Bank регуляторы посоветовали пристальнее следить за людьми, которые просят родственников или друзей приобретать валюту и пересылать ее трансграничным переводом, фактически обходя таким образом ограничения. В банки даже разослан черный список таких людей. «Регулятор накажет и оштрафует банки, которые не смогут выявить фигурантов черного списка или будут смотреть на их действия сквозь пальцы», – говорит сотрудник Citic.
К борьбе с незаконными переводами подключились и правоохранительные органы. Заместитель министра общественной безопасности Мен Цинфен заявил в августе, что, несмотря на их усилия, подпольные трансфертные агенты продолжают активно действовать, передавало агентство «Синьхуа». Мен призвал правоохранителей лучше координировать свои действия с центробанком, эта кампания продлится до конца ноября.
С учетом давних обещаний Пекина постепенно смягчать ограничения на движение капитала нынешние меры – шаг назад на пути к более рыночной системе, считает Чжон Чжэншэн, директор по экономическим исследованиям в государственной брокерской компании Hua Chuang Securities.
WSJ, 2.09.2015, Михаил Оверченко