Экономика Татарстана устойчива в кризис

В том числе и благодаря возросшей поддержке федеральной казны
Власти Татарстана держат под контролем стратегические отрасли
Власти Татарстана держат под контролем стратегические отрасли / О. Сальманов / Ведомости

Министерство экономики Татарстана прогнозирует небольшой рост валового регионального продукта (ВРП) в этом году – 101,3% к 2014 г. в сопоставимых ценах (динамику прошлых лет – см. график). Но это не означает роста доходов бюджета в силу колебаний курса валют и нестабильного спроса на продукцию на разных рынках.

Власти Татарстана держат под контролем стратегические отрасли

Старший аналитик Moody’s Владлен Кузнецов, который несколько дней назад встречался с правительственными чиновниками РТ в ходе ежегодного мониторинга эмитентов, поделился свежими данными. Индекс промышленного производства (ИПП) в первом полугодии составил 99,2%. В плюсе традиционно сильные отрасли Татарстана: добыча полезных ископаемых (101,5%), производство нефтепродуктов (102,5%), химическое производство (102,7%). Значительный рост в металлургии – 119%, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 115%. Агропромышленный комплекс – 102,3%.

Из бюджетообразующих отраслей, как и везде в России, тяжело автопрому: ИПП транспортных средств и оборудования – 86,5%. Прежде всего это результат падения на «Камазе», который корректирует производство под продажи. (В январе – июне автозавод продал 7600 грузовиков – на 53% меньше, чем годом раньше, выручка «Камаза» сократилась на 34,7% до 30 млрд руб., убыток от продаж вырос в 3,2 раза до 1,8 млрд руб.) Еще больше пострадало производство машин и оборудования – 79,9%. Кузнецов объясняет это резким сокращением заказов от крупных компаний, снижающих вложения в инвестиционные проекты.

Спад промышленного производства в Татарстане прекратился еще в мае (в то время как в России в июне), ссылается на «Информацию для проведения мониторинга регионов» Росстата Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики.

Зависимость и диверсификация

Аналитики традиционно отмечают зависимость доходной части республиканского бюджета от нефтяного и нефтеперерабатывающего секторов. Об этом, в частности, пишут аналитики Moody’s в рейтинговом заключении 14 апреля, подтвердив рейтинг Республики Татарстан по глобальной шкале на уровне Ва2 (регион подвержен кредитным рискам) и присвоив «негативный» прогноз по рейтингу.

Аналитики Fitch Ratings 23 января подтвердили Татарстану долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) на уровне BBB- (умеренные на данный момент ожидания по кредитным рискам) с «негативным» прогнозом, в отчете аналитики характеризуют экономику Татарстана как «хорошо диверсифицированную».

Кузнецов из Moody’s согласен, что в «зависимом» секторе правительство как минимум выбрало верное направление, поощряя инвестиционные проекты, в том числе по увеличению глубины переработки нефти и выпуску нефтепродуктов высокого передела.

В ответе «Ведомостям» минэкономики РТ подтверждает планы ввода к 2018 г. второй очереди одного из крупнейших в стране нефтеперерабатывающих заводов – «Танеко» и перерабатывать 2/3 добываемой в республике нефти. Татарстан формирует «перспективные точки роста», прежде всего это Камский инновационный территориально-производственный кластер, который будет основным драйвером на ближайшие 10 лет, следует из в ответа пресс-службы минэкономики. Специализация кластера – нефтепереработка, нефтехимия и автомобилестроение, в него входят «Камаз», «Нижнекамскнефтехим», «Танеко», ТАИФ-НК и др. К 2020 г. планируется увеличить объем промышленного производства кластера втрое до 2 трлн руб., сообщает пресс-служба.

Директор Центра перспективных экономических исследований АН Татарстана, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Казанского федерального университета (в 2005–2010 гг. – министр экономики РТ) Марат Сафиуллин напоминает, что в советское время доля нефтедобычи в доходах республики превышала 60%, а сейчас 69% приходится на обрабатывающие секторы, которые также обеспечивают основной рост (60%).

Moody’s отмечает, однако, что доходы от поступлений по налогу на прибыль от компаний, занятых в нефтяном секторе и секторе нефтепереработки, составляют до 60% от общей суммы этого налога, а «Татнефть» генерирует в зависимости от года более трети налоговых поступлений по налогу на прибыль в республиканский бюджет.

Диверсификацией экономики республиканские власти озаботились давно, достаточно сказать о программе «Жизнь после нефти», инициированной первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, отмечает Сафиуллин.

«Мы делаем ставку на инновационную экономику, в основе которой лежит наукоемкое высокотехнологичное производство. Это стратегический выбор», – заявил Шаймиев в 2009 г.

Сейчас более четвертьи продукции в республике выпускается мелкими и средними предприятиями; на территориях индустриальных и технопарков, а также особой экономической зоны «Алабуга» производится около 7% от объемов промышленного производства (по сравнению с 2% пять лет назад), ссылается Кузнецов на информацию правительства РТ. По его свидетельству, степень развития татарстанских особых зон и технопарков – одна из самых высоких среди регионов.

Помимо ОЭЗ «Алабуга» в республике действуют камский индустриальный парк «Мастер», технополис «Химград», IT-парк и другие объекты инвестиционной инфраструктуры, которые играют все более заметную роль в экономике Татарстана, отмечает пресс-служба минэкономики РТ.

Но пока «Алабуга» – все же самая известная «специальная» территория. «Сейчас продукция резидентов ОЭЗ «Алабуга» составляет 2,5% в объеме промышленного производства Татарстана, и это уже немало. Нашими акционерами поставлена непростая задача довести эту долю до 10% к 2023 г. Мы рассчитываем достичь этой планки, в том числе за счет роста новых высокоэффективных технологий в международных компаниях-резидентах», – говорит генеральный директор ОЭЗ Тимур Шагивалеев.

В ОЭЗ «Алабуга» сейчас 45 резидентов, чей заявленный объем инвестиций составляет 143 млрд руб., говорится в ответе «Ведомостям» пресс-службы ОЭЗ. Из них уже почти 100 млрд руб. проинвестированы на площадке, по плану развития ОЭЗ к концу 2023 г. в ней должно быть 120 резидентов с общим объемом инвестиций 360 млрд руб., сказано в ответе.

Турецкая Kastamonu в прошлом году запустила в «Алабуге» крупнейший в Европе деревообрабатывающий завод (производит МДФ-панели) стоимостью $350 млн. В этом году компания приняла решение о расширении производства – строительство второй очереди (за $250 млн) уже началось и должно быть завершено в I квартале 2016 г., сообщает пресс-служба. Весной Hayat (входящая в тот же холдинг, что и Kastamonu) ввела завод по производству бумажной санитарно-гигиенической продукции за $134 млн. В июне начал работать завод по производству потолочных панелей американской Armstrong, инвестиции составили $76 млн. FordSollers продолжает инвестиции в развитие производства в «Алабуге»: весной была запущена сборка модели Ford Transit по полному циклу – вложения в модернизацию производства составили $100 млн, в сентябре планируется запустить завод двигателей стоимостью свыше $200 млн.

Татарстан считается лидером в развитии IT-технологий. В амбициозный проект города-спутника Казани Иннополис уже вложено 26 млрд руб. Город предназначен для проживания специалистов, в нем созданы одноименные ОЭЗ и университет.

АО «ОЭЗ «Иннополис» ведет подготовку к проведению второго заседания наблюдательного совета, которое запланировано на 28 августа (сегодня), сообщила «Ведомостям» пресс-служба ОЭЗ. На заседании будут рассмотрены первые заявки IT-компаний на получение статуса резидента, до конца года планируется заключить соглашения на осуществление технико-внедренческой деятельности на территории ОЭЗ не менее чем с семью компаниями, определены приоритетные направления деятельности потенциальных резидентов и инвесторов: информационная безопасность, облачные технологии, электронное правительство, работа с большими объемами данных, сказано в ответе.

Татарстан стал вторым в Рейтинге инновационной активности регионов – 2014, потеснив Санкт-Петербург, а также вошел в пятерку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации – 2015 (Агентства стратегических инициатив).

Рука государства

«Около 76% ВРП и, соответственно, налоговых доходов у нас определяют 100 компаний – у нас очень высококонцентрированная экономика», – отмечает Сафиуллин.

Было, но прошло

В свое время договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», подписанный 15 февраля 1994 г. предоставлял Татарстану серьезные финансовые преференции по сравнению с другими регионами России, отмечает генеральный директор юридического агентства «Юнэкс» Эдуард Зяббаров. В частности, стороны договорились, что РТ устанавливает и взимает региональные налоги, а Россия федеральные. Это позволило республике взимать не только известный налог на ликвидацию ветхого жилья, но и ряд других платежей, которые не были предусмотрены федеральным законодательством. Кроме того, Минфины РФ и РТ ежегодно подписывали cоглашения «О бюджетных взаимоотношениях», которыми распределялись налоги. Например, в 1994–1997 гг. соглашение предусматривало перечисление республикой в федеральный бюджет трех видов налогов: налога на прибыль по ставке 13%, подоходного налога с физических лиц по ставке 1% и НДС – 50%. В РТ также оставались акцизы на нефть, газ, водку, спирт и ликероводочные изделия, земельный налог и доходы от приватизации. В итоге до 70% налоговых поступлений доставались республике. В конце 1990-х–начале 2000-х гг. налоговое и бюджетное законодательства были унифицированы. Федеральным законом установлен конечный перечень налогов и их распределение между бюджетами для всех регионов РФ. Подавляющая часть налогов уходит в федеральный бюджет и затем перераспределяется между регионами в рамках федеральных программ, кредитов и т.п.

В Татарстане в 2003 г. был создан государственный холдинг «Связьинвестнефтехим», аккумулировавший и управляющий государственными пакетами акций крупных компаний. «Государство не ушло из стратегических областей – кто-то говорит, что это плохо, но нет: есть такое понятие, как налоговая отдача и налоговое администрирование. В лице представителей министерства финансов, министерства земельных и имущественных отношений, минпрома государство следит, чтобы не ущемлялись его права. Кроме того, наличие государственного пакета и, соответственно, возможность голосования позволяют нам нацеливать на большую социальную ответственность стратегические компании, обладающие большими финансовыми возможностями. Они участвуют в развитии территорий и кадров соответствующих муниципалитетов», – настаивает Сафиуллин. «Все наиболее мощные привлекательные пакеты были сконцентрированы, чтобы обеспечить эффективный рыночный менеджмент», – добавляет он.

«Связьинвестнефтехим» владеет пакетами «Казаньоргсинтеза» (выручка по МСФО в 2014 г. – 54,6 млрд руб.), «Нижнекамскнефтехима» (137 млрд), «Татнефти» (476,4 млрд), «Таттелекома» (7,5 млрд), ХК «Ак барс» (82,7 млрд, консолидированная), банка «Ак барс» (31,8 млрд), «Татэнерго» (0), «Танеко» (37,5 млрд), «Татспиртпрома» (7 млрд), «Татэнергосбыта» (46,2 млрд) и др.

Кузнецов подтверждает, что «Связьинвестнефтехим» как держатель государственных акций отличается от подобных компаний в других регионах (кстати, немногих) именно тем, что в холдинге сосредоточены высокодоходные пакеты акций. Однако ни он, ни другие аналитики не считают влияние государства плюсом, а в ряде случаев трактуют как негативный фактор.

Через облигации «Связьинвестнефтехима» республика привлекает финансирование на рынке. В частности, облигации на $250 млн были выпущены с целью профинансировать работы по модернизации «Нижнекамскнефтехима».

В конце прошлого года «Связьинвестнефтехим» нарушил ковенанты по облигациям, что уронило рейтинг Татарстана, выдавшего бюджетные гарантии по этим бумагам, следует из отчетов Fitch Ratings и Moody’s. По мнению Fitch, Татарстан является спонсором последней инстанции для «Связьинвестнефтехима» и агентство включает обязательства по облигациям компании в прямой риск Татарстана в разделе «Прочая задолженность по классификации Fitch». Сейчас облигации погашены, но в начале года ситуация потребовала увеличения гарантий правительства РТ на 9 млрд руб.

Что с бюджетом

По словам Кузнецова, на недавней встрече представители республики дали понять, что по крайней мере в краткосрочной перпспективе не имеют планов по выпуску новых крупных гарантий. Ранее источник «Ведомостей» в правительстве РТ рассказывал о негласном распоряжении ограничить выдачу гарантий. По впечатлению аналитика, Татарстан попытается обойтись федеральными деньгами и собственными доходами и бюджетную политику будет планировать, исходя из их наличия.

Долговая нагрузка на бюджет Татарстана растет только за счет бюджетных федеральных кредитов, отмечает Кузнецов. Все кредиты долгосрочные за исключением нескольких, в сумме составляющих менее 10% от всех бюджетных кредитов, погашать их предстоит равными частями с 2023 г. Ситуацию с рисками рефинансирования Кузнецов характеризует как «одну из лучших в стране».

Регионовед Зубаревич отмечает, что долг республики и ее муниципалитетов продолжал расти быстрее, чем в среднем по российским регионам: на 1 апреля долг составлял 127 млрд руб., на 1 июля – 135 млрд руб., т. е. рост на 7%, в то время как в среднем по России рост за тот же период был 1% (здесь и далее аналитик использует данные на «Информации для проведения мониторинга регионов» Росстата). Однако, согласна она с аналитиком Moody’s, для Татарстана это «не страшная» проблема, так как в структуре долга почти 75% составляют бюджетные кредиты (при этом «с федеральным центром уже не раз договаривались о пролонгации и по очень низкой процентной ставке»), а кредиты коммерческих банков – только 4%. Доходы консолидированного бюджета Татарстана за первое полугодие выросли на 10% в номинале (в России – на 11%), но в поступлении налога на прибыль – рост только на 6% (в России – на 26%), продолжает Зубаревич. А доля этого налога в доходах бюджета в Татарстане повышенная, отмечает она: в первом полугодии 2014 г. он достигал 30% (в России – 24%).

Что же помогло? Безвозмездные перечисления (трансферты) из федеральной казны в январе – июне выше на 63%, чем год назад (в среднем по регионам – на 11%), отмечает Зубаревич. Доля этих поступлений в доходах консолидированного бюджета Татарстана достигла 15,5%, а в первом полугодии 2014 г. была только 10%. Основной канал – субсидии, их получено почти вдвое больше по сравнению с прошлым годом, говорит эксперт. Впрочем, припомнила Зубаревич, в 2013 г. Татарстану также крупно помогали трансфертами: доля в доходах дошла до 16%. Рецепт Татарстана все тот же: умение работать с бизнесом и особые отношения с федеральной властью, заключает эксперт.