Vaio возвращается
Vaio, бывшее бесприбыльное подразделение персональных компьютеров Sony, обретает новый облик. В прошлом году Sony продала этот бизнес фонду прямых инвестиций Japan Industrial Partners, который прекратил продажу ПК за рубежом, сосредоточившись на японском рынке. Сейчас Vaio снова пытается выйти на международную арену – с октября ноутбуки под этим брендом будут продаваться в розничных магазинах США, планируется также освоение бразильского рынка.
Почти два десятилетия Sony пыталась стать крупным игроком в сегменте ПК, но, хотя компьютеры Vaio обычно отличались изысканным дизайном, выделиться по-настоящему на фоне конкурентов им так и не удалось, и даже в Японии их рыночная доля не достигала и 1%. Между тем на мировом рынке ПК наступило насыщение – по данным IDC, во II квартале обороты здесь сократились на 11,8%. Даже очень крупные производители ПК с низкой себестоимостью вроде китайской Lenovo не могут добиться увеличения прибыльности. По сравнению с ними Vaio, располагающая в Японии всего одним заводом, где занято порядка 250 сотрудников, кажется карликом.
По словам генерального директора Vaio Йосими Оты, компании не следует стремиться подобно Sony завоевать массовый рынок, но она может добиться успеха, сфокусировавшись на сегменте дорогих моделей. Sony, как считает Ота, слишком много внимания уделяла рыночной доле в ущерб прибыльности. «В новой компании Vaio я прошу участников всех проектов ставить реалистичные цели и подходить к делу ответственно», – говорит руководитель. Он сообщает, что Japan Industrial Partners планирует к июню 2018 г. провести первичное размещение акций.
Vaio не раскрывает свои финансовые показатели. Ота признает, что недавно завершившийся финансовый год принес компании операционный убыток, но полагает, что в текущем году она станет прибыльной, поскольку новейшие модели ноутбуков продаются очень хорошо.
Ота, которому сейчас 62 года, в прошлом занимал руководящую должность в торговой корпорации Sojitz, а также осуществил успешное реформирование бизнеса в двух компаниях среднего масштаба. На этот раз, по его мнению, перед ним стоит более простая задача.
Аналитики его оптимизма не разделяют. Аналитик Euromonitor Карисса Чуа считает, что Vaio будет очень трудно занять значительную рыночную долю. Со времени продажи бизнеса Vaio компания так и не выпустила ни одного инновационного продукта, который выделил бы ее на фоне конкурентов, говорит Чуа. Действительно, Vaio по-прежнему продает ноутбуки, разработанные еще в ее бытность в составе Sony, с некоторыми дополнениями, рассчитанными на требовательных пользователей. Новые ПК Vaio стоят в Японии порядка 200 000 иен ($1600), в США цены будут устанавливаться на уровне $2200 – это более чем вдвое дороже массовых моделей, предлагаемых Sony в разных странах. Предполагается также выпуск ноутбука с функцией сотовой связи.
Целевой аудиторией для Vaio являются дизайнеры, фотографы и другие пользователи, традиционно отдающие предпочтение продуктам Apple. Партнером японской компании в США станет Microsoft, в магазинах которой будут представлены ПК Vaio.
Не полагаясь в своей стратегии исключительно на ПК, Vaio намеревается также производить под собственным брендом роботов Palmi, разработанных компанией Fujisoft, а также коммуникаторы, носимые устройства и средства автоматизации производства на базе систем искусственного интеллекта. Предполагается, что в 2017 финансовом году составляющая бизнеса Vaio, не связанная с компьютерами, будет приносить такую же прибыль, как и компьютерное направление.
WSJ, 19.08.2015, Александр Силонов