В «Ашан» прислали санитаров
Санитарная служба проводит проверку всех магазинов французской сети «Ашан» в Москве, сообщила вчера руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. С середины июня управление Роспотребнадзора по Москве ведет, по ее словам, «системную полную плановую проверку» по всем московским магазинам сети – пяти крупным и нескольким более мелким (цитата по «Интерфаксу»). Говорить о предварительных результатах этой проверки она не стала, предложив дождаться ее окончания. Уже оформляются документы, добавила она.
Всего у «Ашана» в России 88 магазинов (гипермаркеты и так называемые компактные гипермаркеты), в том числе в Москве и области – 32. Выручка «Ашана» в России за 2014 г. – около 334,1 млрд руб., по этому показателю сеть уступает только «Магниту» и X5 Retail Group (подробнее см. график).
Совсем недавно магазины «Ашан» проверяла Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Она выявила ряд нарушений: неправильную маркировку товаров, продление сроков годности мясной продукции, продажу просроченной колбасы и др. По итогам проверок Управление Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям направило «Ашану» уведомление для составления протокола об административном правонарушении, связанном с нарушением техрегламентов, и пообещало передать дело в суд «с целью приостановки деятельности ООО «Ашан» в части переработки и выпуска полуфабрикатов». С частью претензий «Ашан» согласился и обещал устранить нарушения, остальные пообещал оспорить.
Вчера Россельхознадзор сообщил, что нашел нарушения еще в одном московском магазине «Ашан».
В том, что теперь работой «Ашана» заинтересовался и Роспотребнадзор, нет ничего экстраординарного – эта служба регулярно проверяет крупные федеральные розничные сети, указывает ее представитель. Например, в 2012 г. московское управление Роспотребнадзора в плановом порядке проверило все магазины сетей «Седьмой континент», «Магнолия» и «Пятерочка», в 2013 г. – Metro и «Перекресток», в 2014 г. – «Мясновъ», «Магнит», «Азбука вкуса», напоминает он.
Представители крупных розничных сетей, опрошенные вчера «Ведомостями», не сообщили о проблемах, связанных с проверками их деятельности контролирующими органами.
В российских гипермаркетах «Ашан» ежегодно проводится более 300 проверок различных контролирующих органов, говорит директор по внешним коммуникациям этой сети в России Мария Курносова. Вот и сейчас, продолжает она, ведется несколько проверок: в московских магазинах с июня работают сотрудники Роспотребнадзора, в региональных – сотрудники местных управлений Россельхознадзора, проверяющих, не продают ли они продовольствие, на ввоз которого Россия наложила эмбарго. Московская проверка Роспотребнадзора проводится «на соответствие требованиям законодательства России в области качества и безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, выполнения требований санитарных правил предприятий торговли и общественного питания», уточняет Курносова.
Последняя крупная проверка, которую Роспотребнадзор проводил в секторе торговли и потребительских услуг, затронула 200 российских ресторанов McDonald’s. Проверки начались в августе 2014 г. и привели к временному закрытию нескольких точек сети, в том числе трех московских – на Пушкинской и Манежной площадях и на пр-те Мира.
Роспотребнадзор сообщал, что выявил в этих ресторанах McDonald’s многочисленные нарушения требований санитарных норм и законодательства о защите прав потребителей.
На возобновление работы закрытых ресторанов потребовалось несколько месяцев. После этой истории McDonald’s отчитался об «очень слабых» результатах работы в России. В ноябре 2014 г. «сопоставимые продажи в закусочных сети в Европе снизились на 2%: позитивная динамика в Великобритании была более чем нивелирована очень слабыми результатами в России и негативными результатами во Франции и Германии», сообщала компания.
Если Роспотребнадзор выявит серьезные нарушения и в «Ашане», это может стать основанием для закрытия ряда магазинов до устранения этих нарушений, говорит руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт капитал» Василий Ицков. Серьезными могут считаться, по его словам, нарушения технических условий производства полуфабрикатов, нарушения рецептуры – к примеру, использование ингредиентов, не заявленных в составе конечного продукта, – или несоблюдение санитарных норм. Рестораны McDonald’s были закрыты 90 дней, но сроки устанавливает суд, добавляет Ицков.