США остаются без оружия
Деньги оставались главным оружием Вашингтона, с тех пор как Джон Мейнард Кейнс предложил наращивать госрасходы для борьбы с Великой депрессией. Традиционные для США способы вливания денег в экономику – понижение базовой процентной ставки, сокращение налогов или наращивание госрасходов.
Сколько можно брать
Остается открытым вопрос, сколько США могут позволить себе занимать. По мнению аналитиков Moody’s, увеличение долга еще на $5,6 трлн будет вполне безопасным, этого хватит, чтобы противостоять повторению кризиса 2007–2009 гг. Противники наращивания госдолга опираются на работу экономистов Кеннета Рогоффа и Кармен Рейнхарт, в 2010 г. написавших о том, что экономики с долгом выше 99% ВВП демонстрируют слабый рост.
Но использовать эти инструменты в случае очередного спада будет достаточно сложно – базовая ставка уже около нулевого уровня, бюджетное стимулирование может быть ограничено высоким госдолгом и перспективами роста дефицита бюджета из-за выплат выходящему на пенсию поколению беби-бумеров.
Пока мало кто из экономистов ждет рецессии. Экономика вновь встала на ноги после слабого I квартала, а ФРС рассматривает возможность первого почти за 10 лет повышения базовой ставки. Но в медленно растущей мировой экономике достаточно одного потрясения, чтобы риски стали реальностью. Экономика Японии снизилась по итогам II квартала, в Европе вялый рост, темпы роста Китая могут упасть сильнее, чем прогнозировали международные институты, а девальвация юаня может вызвать серьезные рыночные колебания.
Экономика США растет седьмой год. Никогда еще фаза роста не длилась более 10 лет. «Мировая экономика – это океанский лайнер без спасательных шлюпок», – пишут экономисты HSBC Bank. Для борьбы со следующим спадом инструментов у правительства будет «гораздо меньше, чем обычно, но ни в коем случае не ноль», считает бывший председатель ФРС Бен Бернанке. Регулятор может экспериментировать с отрицательной процентной ставкой. Рецессия может вынудить конгресс и Белый дом преодолеть разногласия и согласовать компромиссный план, включающий как краткосрочные методы стимулирования, так и долгосрочное сокращение дефицита бюджета. «Федеральная бюджетная политика станет более важным инструментом решения проблем в предстоящем экономическом цикле, поскольку возможности монетарной политики могут быть сильно ограничены», – говорит председатель Национального экономического совета Белого дома Джейсон Фурман.
За последние 25 лет США не раз обращались к ФРС за поддержкой. Во время прошлого кризиса, после того как ставка была опущена почти до нуля, регулятор запустил масштабную и спорную программу выкупа облигаций. Грядущий спад может потребовать от ФРС возобновить выкуп, но сделать это будет затруднительно, поскольку на балансе регулятора уже облигации на $4 трлн. «Похоже, что ставки могут стать куда более отрицательными, чем допускает здравый смысл», – говорит Бернанке.
WSJ, 18.08.2015, Екатерина Мереминская