Китай тянет на дно

Более половины управляющих назвали рецессию в Китае главным риском
Более половины управляющих назвали рецессию в Китае главным риском / Zhao Yingquan / Zuma\TASS

Рецессию в Китае, который является второй по величине экономикой мира, назвали главным риском международные управляющие активами в ходе ежемесячного опроса, проводимого Bank of America Merrill Lynch. В последнем опросе, который проводился с 7 по 13 августа (т. е. уже включал реакцию на девальвацию юаня, о которой было объявлено 11 августа), участвовало 202 менеджера, управляющих активами на общую сумму $574 млрд.

Между тем еще в июле такой риск они вообще не рассматривали. Хотя месяц назад новости из Китая уже были в числе главных, касались они прежде всего обвала на фондовом рынке. Благодаря стремительному росту котировок и кредитования под покупку акций, там надулся пузырь, а с пика 12 июня по 8 июля индекс Shanghai Composite рухнул более чем на 30%. Китайские власти выделили миллиарды долларов, чтобы сдержать падение.

Но международные управляющие не сильно волновались. «К счастью для иностранных инвесторов, их на китайском рынке немного: по оценке Capital Economics, на них приходятся вложения в 1,5% китайских акций. Кроме того, динамика китайского рынка показывает очень низкую корреляцию с рынками других крупных экономик, поэтому нет оснований считать, что нынешний китайский кризис выльется в международный», – отмечал в июле Тим Прайс, директор по инвестициям PFP Wealth Management.

Европа стала тихой гаванью

Риск распада еврозоны, который был назван главным в ходе июльского опроса, отодвинулся на последнее место, после того как кредиторы согласовали выделение Греции третьего пакета помощи на 86 млрд евро.

Теперь ситуация изменилась. Более половины управляющих назвали рецессию в Китае главным риском. По мнению ряда западных экономистов, реальные темпы роста ВВП Китая ниже, чем гласит официальная статистика: по оценке Citigroup, не более 5% против заявляемых 7%. «Напечатав еще один 7%-ный рост, китайские власти снова показали, что не терпят волатильности» где бы то ни было, но, пытаясь не допустить волатильности на рынках валюты, процентных ставок, недвижимости, акций и роста ВВП, они идут на слишком большие риски, писали аналитики Citi в недавнем отчете: «Если правительство не захочет делегировать часть своей власти рынку и позволить ему абсорбировать приемлемые риски, системный риск в китайской экономике с течением времени, возможно, будет только накапливаться». Пока же экономика остается заложницей последствий колоссального кредитного бума, завышенного валютного курса и небольшого размера «новой экономики», считают в Citi.

Второй по частоте ответ (около 15%), полученный в ходе опроса Bank of America Merrill Lynch, – «долговой кризис в развивающихся странах». Многие из них тем или иным образом зависят от Китая. Одни страдают от падения цен на сырьевые товары, которые экспортируют и крупным покупателем которых является Китай. Другие, прежде всего азиатские страны, активно поставляли продукцию в Китай, и замедление его экономики негативно сказывается на их производстве. Из-за этого, а также из-за решения Пекина перейти к более рыночному образованию курса юаня падают валюты развивающихся стран; дополнительным, хотя и давним риском служит ожидающееся в ближайшие месяцы повышение процентной ставки Федеральной резервной системой США. Падение валют этих стран к укрепляющемуся доллару ведет к удорожанию обслуживания валютных кредитов.

Влияют и другие факторы. «В этот достаточно длительный период распродажи на развивающихся рынках <...> больше всего пострадали валюты не только крупных экспортеров сырья, но и стран с внутренними политическими проблемами – нестабильным правительством или разворачивающимися коррупционными скандалами, примерами служат Бразилия, Малайзия, Турция и теперь вот Таиланд», где теракты последних дней выглядят как «политическое противостояние», говорит Рэй Эттрилл, соруководитель глобального отдела валютной стратегии National Australia Bank (цитата по Financial Times).

В этих условиях инвесторы оставляют все меньше средств на развивающихся рынках. Фондовый индекс MSCI Emerging Markets снизился до четырехлетнего минимума. А опрос Bank of America Merrill Lynch показал, что доля активов развивающихся стран в их портфелях не просто «ниже рынка» (т. е. меньше, чем в модельном портфеле), но и оказалась минимальной за все время проведения исследования (с начала века). «Инвесторы занимают позиции, исходя из более низких темпов роста Китая и других развивающихся стран», – комментирует результаты опроса Майкл Хартнет, директор по инвестициям Bank of America Merrill Lynch.