За ценой не постояли

Эмбарго ударило лишь по отдельным европейским производителям фруктов, овощей, сыров и рыбы/ Hannibal Hanschke/ REUTERS

Продовольственное эмбарго «крайне негативно сказывается на конкуренции», признали эксперты АЦ при правительстве в бюллетене «Продовольственное эмбарго: импортозамещение и изменение структуры внешней торговли». Из-за ограничения конкуренции российской продукции с импортной не только выросли цены, но и снизилось ее качество, говорится в обзоре.

В августе 2014 г. Россия в качестве ответной меры запретила ввоз продуктов питания из ряда стран, которые ввели санкции против российских политиков, бизнесменов и компаний. Этим летом контрсанкции были продлены еще на год. Скоро список подпавших под них стран расширится, пообещал вчера вице-премьер Аркадий Дворкович. Минсельхоз уже направил в правительство список товаров, сообщает «Интерфакс». Подготовить его поручал премьер Дмитрий Медведев, речь идет о распространении санкций на страны Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), Черногорию и Албанию.

Эмбарго дало возможность российским производителям заместить импорт, констатировали эксперты АЦ, а продление эмбарго на год даст им дополнительный шанс адаптироваться к ситуации и реализовать импортозамещение.

Правда, пока оно идет точечно, отмечается в обзоре, в том числе из-за длительных сроков окупаемости. Чтобы построить завод для производства мяса птицы, надо 2,5–3 года и еще месяц, чтобы из цыпленка выросла курица, рассказывал Альберт Давлеев из Agrifood Strategies.

Мешает импортозамещению рост процентных ставок: он ограничил возможности производителей брать кредиты не только на инвестиции, но и на пополнение оборотных средств, указывают эксперты АЦ.

Отечественное производство, в частности мяса, в последнее время растет во многом благодаря сделанным ранее инвестициям, отмечается в исследовании АЦ. С 2005 по 2015 г. инвестиции только в свиноводство составили 400 млрд руб., напоминает глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Субсидирование дискриминации

Один из главных рыночных барьеров для производителей – это система распределения субсидий для сельхозпроизводителей, отметила Паршина. Требования для получения устанавливают регионы и в каждом свои правила, пояснила она. Это «приводит к дискриминации в пользу крупных агрохолдингов», которые могут выполнить все требования: зачастую нужен, например, отдельный штат в компании, занимающийся именно получением субсидий, пояснила она. «Необходимо унифицировать требования для получения поддержки между регионами», – полагает она.

Несмотря на то что эмбарго вводилось как ответная мера, в уязвимом от запрета положении оказались лишь отдельные европейские производители сыров, рыбы, овощей, фруктов – в частности, из Польши, Швеции и Норвегии, отмечается в обзоре АЦ. Внутренний европейский рынок довольно емкий, а экспорт в Россию был небольшим, пояснили эксперты.

Зато для российского продовольственного рынка эффект был не точечным. С декабря 2013 г. по май 2015 г. продовольственная инфляция в России достигла 28,7%, указывают авторы исследования. Пик пришелся на ноябрь 2014 г. – февраль 2015 г., когда рубль резко обесценивался. По консервативным оценкам АЦ, это обеспечило до 1/5 фактической продовольственной инфляции. Остальные почти 20 п. п. – это «объективная ежегодная инфляция», указывают аналитики.

«Без обеспечения внутренней конкуренции оба эти эффекта [рост цен и снижение качества продукции] в долгосрочной перспективе будут только усугубляться», – предупредили эксперты АЦ.

Сейчас конкуренцию ограничивают механизмы доступа к ресурсам/рынку (квоты, разрешения и проч.), критерии господдержки (см. врез), тарифные и нетарифные ограничения доступа альтернативных импортных поставщиков, ограничения мощностей и доступа к транспортной инфраструктуре, а также высококонцентрированные рынки минеральных удобрений и сырья для их производства, перечисляет советник управления по конкурентной политике АЦ Елена Паршина.

На качество влияет не столько отсутствие конкуренции с импортом, сколько сокращение платежеспособного спроса населения, полагает начальник управления контроля агрокомплекса ФАС Анна Мирочиненко. В пример она приводит производителей колбасы: при внутренней конкуренции и ограниченном спросе они стремятся сократить затраты и сохранить положение на рынке, поэтому «вынуждены снижать качество» продукции, «изменяя рецептуру и переходя на более дешевые сырьевые ресурсы».

В таких условиях ФАС хочет сосредоточиться на конкуренции на смежных рынках, участники которых поставляют ресурсы для АПК – технику, семена, корма, удобрения, кредиты и т. д., говорит Мирочиненко. «На этих рынках угроза ограничения конкуренции более вероятна из-за высокой концентрации», – объясняет она.

Минсельхоз не смог ответить на «сложные» вопросы «Ведомостей».