Минкомсвязи объявило реформу копирайта
Минкомсвязи предлагает реформировать систему защиты авторских и смежных прав в России, следует из материалов, опубликованных на портале regulation.gov.ru. Министерство готовит поправки в Гражданский кодекс, которые бы полностью отменили бездоговорное коллективное управление правами авторов. Текст поправок еще не опубликован, общественное обсуждение инициативы продлится до 20 августа.
У сложившейся модели внедоговорного коллективного управления есть недостатки, пишут авторы инициативы: непрозрачность системы сбора и распределения вознаграждения между правообладателями, отсутствие у правообладателей возможности контролировать деятельность обществ по коллективному управлению правами. Идея министерства – чтобы общества по коллективному управлению работали только по прямым договорам с авторами и исполнителями.
Минкомсвязи рассматривает два основных варианта поправок, знает близкий к министерству человек. Первый, по его словам, – убрать управление без договора, второй – организовать более глобальную реформу: ограничить процент, который общества по коллективному управлению смогут оставлять на собственные нужды, а функции сбора авторских отчислений передать от производителей и импортеров техники государству.
Действующая система управления авторскими правами непрозрачна и к ней много претензий у правообладателей, передал «Ведомостям» замминистра связи Алексей Волин. Будет лучше, если автор сам будет договариваться с организацией по коллективному управлению и оговаривать условия, считает он.
Лицензия на рунет
В 2014 г. РСП предложил ввести коллективное управление авторскими правами в интернете – так называемую глобальную лицензию. Она предполагала сбор отчислений за использование музыки с операторов связи (25–30 руб. в месяц с каждого устройства, подключенного к интернету). За это пользователи должны получить неограниченный доступ к контенту. Но инициативу раскритиковали интернет-компании, операторы, правообладатели и ведомства (кроме Минкультуры). В июне Главное контрольное управление администрации президента сняло с контроля поручение об изучении этого предложения, которое ранее давал президент Владимир Путин первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Сейчас в России действует несколько обществ по коллективному управлению правами авторов. Они собирают вознаграждения в пользу всех авторов и исполнителей – даже тех, которые не заключали соглашения. Российское авторское общество (РАО) собирает отчисления за использование авторских музыкальных произведений с радиостанций, телеканалов, театров, ресторанов и т. п. В 2013 г. РАО собрало 4,4 млрд руб., из них авторам перечислено 3,2 млрд руб. (или 73%; данные за 2014 г. еще не опубликованы). Другая структура – Российский союз правообладателей (РСП), учрежденный РАО в 2009 г. РСП собирает деньги с производителей и импортеров электроники и физических носителей (CD, DVD). В 2013 г. союз собрал 3,4 млрд руб., из них перечислил авторам 2,2 млрд руб. (65%). Третья организация – ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) собирает отчисления с исполнителей и изготовителей фонограмм. В 2013 г. она собрала 900 млн руб., из которых 580 млн руб. (64%) перечислила авторам. ВОИС связана с РАО и РСП общим менеджментом. В июле 2015 г. эти три организации объявили об объединении в профсоюз.
Реформа коллективного управления назрела, но нельзя обойтись только отменой бездоговорного управления – это не устранит фактической монополии таких обществ, как РАО и ВОИС, считает Андрей Лукинов, директор продюсерского центра Игоря Матвиенко. По его словам, нужно ограничить процент средств, который такие общества оставляют себе на расходы, – сейчас он достигает 40% от собранных средств, что очень много. Также надо ввести единый госреестр авторских и смежных прав, считает Лукинов.
Некоторые авторы недовольны авторскими обществами. Так, в 2014 г. популярный поэт-песенник Илья Резник заявил об изъятии всех прав на свои произведения из коллективного управления РАО, так как получил за них в 2013 г. всего 12 руб. Он пожаловался премьер-министру Дмитрию Медведеву, что РАО монополизировало управление авторскими правами в России и навязывает авторам «мизерные, унизительные тарифы». Матвиенко продюсировал музыкальную часть церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, на этих мероприятиях прозвучали несколько его песен и все это транслировалось по всему миру, рассказывает Лукинов. В итоге организация, в которой находятся эти права, получила от РАО за эти трансляции всего 72 руб. Продюсер группы «Тату» и автор песни «Нас не догонят» Елена Кипер сказала «Ведомостям», что за трансляцию этой песни на открытии Олимпийских игр получила всего 450 руб. Это странно: песня – мировой хит, а церемония транслировалась в 80 странах мира, удивляется она. В РАО не ответили на запрос.