Вуди Аллен снял комедию по мотивам «Преступления и наказания»
В фильме «Иррациональный человек» американский мэтр продолжил серию непрямых экранизаций классикиДостоевский до добра не доведет. Как только мы узнаем, что крепко пьющий преподаватель философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) высоко ценит русского классика, становится понятно, что дело идет к криминалу. И Эйб не обманывает ожиданий, возложенных на него зрителями, студентами и коллегами-преподавателями.
Слава экстравагантного философа бежит впереди его подержанного автомобиля. Самая красивая девушка кампуса Джилл (Эмма Стоун) заинтригована и очарована им заранее. Эйб – автор нескольких блистательных книг и человек интересной судьбы. Говорят, он запил и впал в депрессию после того, как жена ушла от него к лучшему другу. Говорят, его лучший друг поехал в Ирак и там ему отрезали голову. И много чего еще говорят. Джилл прожужжала все уши своему бойфренду (Джейми Блэкли), симпатичному заурядному пареньку, который уже начал ревновать.
Впервые и дважды
Звезда американского независимого кино Хоакин Феникс работал с Вуди Алленом впервые, а Эмма Стоун делает это второй раз подряд – у нее была главная женская роль в предыдущем фильме Аллена «Магия лунного света».
Хотя первое время после прибытия в университет Эйб Лукас так погружен в хандру, что зрителю приходится немного понервничать, не постарел ли Вуди Аллен (а мэтру уже 79) настолько, что не уложит студентку и преподавателя в постель. А Вуди Аллен еще издевается: пока пылкая юная Джилл безуспешно добивается от Эйба взаимности, его круто берет в оборот замужняя коллега с химического факультета (Паркер Поузи). Обаяние скептического ума и романтического разочарования в жизни действует на женщин убийственно даже в сочетании с отвислым животом (Хоакин Феникс героически набрал для роли лишних килограммов 15), постоянной нетрезвостью, общей потрепанностью и творческой импотенцией философского светила.
Вуди Аллен не экранизирует классику буквально, но контуры первоисточника обычно угадываются без труда: «Американская трагедия» Теодора Драйзера в «Матч-пойнте» (вершине позднего Аллена), «Пигмалион» Бернарда Шоу в «Магии лунного света», «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса в «Жасмин». В «Иррациональном человеке» роман Достоевского прямо предъявляется зрителю. И даже с пометками героя. Только если студент Родион Раскольников, задумав убить старуху-процентщицу, исходил из идеи сверхчеловека, то преподаватель Эйб Лукас мыслит убийство пристрастного судьи как едва ли не нравственный императив. Ведь судья собирался вынести очевидно несправедливый приговор, лишавший ни в чем не повинную женщину материнских прав. Эйб, вместе с Джилл случайно подслушавший эту душераздирающую историю в кафе, мог бы написать десяток разоблачительных статей, но был уверен в их бесполезности и предпочел прямое действие, сочтя его моральным, потому что без плохого судьи мир несомненно станет лучше (а преступление будет идеальным, ведь у убийцы, даже не знакомого с жертвой, нет видимого мотива). Ловушка, слишком детская для философа, но проницательные родители Джилл недаром заметили, что Эйб Лукас хорош скорее как стилист, чем как мыслитель.
То же самое на сей раз можно предъявить и Вуди Аллену, чей «Иррациональный человек», снабженный закадровыми комментариями двух главных героев-рассказчиков, привычно остроумен в мелочах, но вряд ли способен озадачить зрителя хотя бы новым парадоксом. При том что возможности для этого у Аллена, кажется, были. Лучшее в фильме – преображение героя после принятого решения. Намерение убить судью наконец-то придает жизни Эйба Лукаса смысл, окрыляет, возвращает ему способность писать и любить. Кажется, еще немного – и Вуди Аллен весело посмеется над Достоевским, подарив персонажам Хоакина Феникса и Эммы Стоун хеппи-энд. Но тут режиссер достает откуда-то книжку и напоминает, как она называется.
В прокате с 13 августа