Затяжное падение

В помесячном сравнении ВВП, по оценке Внешэкономбанка, падает шестой месяц подряд – и июнь не стал исключением, хотя темпы спада замедлились
В помесячном сравнении ВВП, по оценке Внешэкономбанка, падает шестой месяц подряд – и июнь не стал исключением, хотя темпы спада замедлились / М. Стулов / Ведомости

Спад экономики во II квартале достиг 4,7% к тому же периоду 2014 г. после 2,2% в первом, следует из индекса Внешэкономбанка. За первое полугодие экономика сократилась на 3,5%.

В помесячном сравнении ВВП, по оценке Внешэкономбанка, падает шестой месяц подряд – и июнь не стал исключением, хотя темпы спада замедлились до 0,3% после 0,5% в мае и 0,8% в апреле. В сравнении с аналогичным месяцем 2014 г. ВВП в июне сократился на 4,5% после майского спада на 5%, максимального в текущем году.

Замедление спада в июне в большей степени связано с календарным фактором (на два рабочих дня больше, чем в июне-2014), а не с переломом негативных трендов, заключает главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач. Но падение в этом году не такое глубокое, как в кризисы 1998 и 2009 гг.: это может означать, что нынешняя рецессия гораздо в меньшей степени обусловлена циклическим фактором, а значит, и быстрого роста не будет. По оценке Клепача, в III квартале спад ВВП будет в основном исчерпан, но надежд на быстрое восстановление во втором полугодии нет.

До перехода во Внешэкономбанк Клепач работал замминистра экономического развития и отвечал в том числе за составление макропрогноза для правительства.

Минэкономразвития не завершило расчетов, отказался комментировать итоги II квартала чиновник министерства: «Надеемся, дно пройдено». Минэкономразвития даст оценку в ближайшие дни, знает его представитель. В январе – мае, по оценке Минэкономразвития, экономика сократилась на 3,2%.

В июне, по оценке Внешэкономбанка с устранением сезонного и календарного факторов, продолжили спад практически все базовые отрасли экономики: сельское хозяйство, добывающая и обрабатывающая промышленность, энергетика, строительство, розница. Выросли только грузооборот транспорта и чистые налоги на продукты – из-за повышения таможенных пошлин на экспорт газа и подакцизной продукции. Продолжился спад потребительского спроса: влияние сокращающегося потребительского кредитования и низкой уверенности населения оказалось сильнее, чем замедление инфляции и снижение безработицы. Приостановилось падение инвестиций, однако продолжение спада в строительстве и производстве инвестиционных товаров указывает на риски дальнейшего инвестиционного спада. Инвестиции продолжат падение, говорит директор департамента Внешэкономбанка Олег Засов.

Поквартальный спад с очисткой от сезонного и календарного факторов во II квартале составил 1,9% – после 2,3% в I квартале, подсчитал Внешэкономбанк.

Июньская статистика, зафиксировавшая торможение спада основных экономических показателей, дала основания предположить, что экономика к середине года достигла дна, но может оставаться на нем до конца года. Из 17 опрошенных Bloomberg экономистов 7 считают, что максимум падения достигнут, а 10 – что он еще предстоит в III квартале (усредненная оценка – спад на 4 и 4,1% во II и III кварталах соответственно). Консенсус-прогноз предполагает, что в годовом сравнении спад ВВП продлится еще три квартала – до апреля 2016 г.