«Госконцерт» на «Русском радио»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила заявку ФГУП «Госконцерт» на приобретение 100% Русской медиагруппы (РМГ), расcказала «Ведомостям» заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Марина Саранская. Ранее ИФД «Капиталъ», один из акционеров РМГ, сообщал, что акционеры «достигли принципиальной договоренности» о продаже пакета акций РМГ «Госконцерту».
ИФД «Капиталъ» владеет 78% РМГ, еще 22% принадлежат основателю и нынешнему гендиректору группы Сергею Кожевникову.
Представители РМГ и ИФД «Капиталъ» вчера отказались от комментариев. А гендиректор «Госконцерта» Сергей Бунин не ответил на звонок. Ранее в сообщении ИФД «Капиталъ» приводились слова Бунина, посвященные этой сделке. Он говорил, что «профессиональные команды медиахолдинга «Русская медиагруппа» и «Госконцерта» смогут создать эффективную синергию для достижения еще больших результатов и расширения творческих горизонтов».
Опрошенные «Ведомостями» участники рынка сообщили, что для них эта сделка – полная неожиданность: слухи о возможной продаже РМГ ходили давно, но никто не ожидал увидеть госкомпанию в качестве покупателя. Более того, непонятно, откуда ФГУП изыщет средства на эту сделку. Несколько источников на музыкальном рынке слышали, что «Госконцерт» заплатит за РМГ $120–150 млн, или 6,8–8,5 млрд руб. по курсу ЦБ на вчера. Для сравнения: Сибирский деловой союз в 2012 г. купил Европейскую медиагруппу (ЕМГ) более чем за $160 млн. Хотя ЕМГ более эффективно продает рекламу, нежели РМГ, говорит источник в крупном медиахолдинге.
Меньше рекламируют
В I квартале 2015 г. рекламодатели потратили на рекламу на радио 2,6 млрд руб. Это на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года. Всего за 2014 г. объем рекламного рынка в России составил 16,9 млрд руб. – на 2% больше, чем в 2013 г.
Из отчетности, которую «Госконцерт» представляет в налоговые органы (она публикуется в базе «СПАРК-Интерфакс»), следует, что ФГУП убыточен. Правда, последняя отчетность компании относится к 2013 г. Тогда выручка «Госконцерта» составила всего 70 000 руб., убыток – 2,6 млн руб. При этом «прочие доходы» организации составили 2,27 млн руб., а управленческие расходы – 4,48 млн руб. В 2012 г. выручка ФГУПа была больше – 3,848 млн руб., в 2011 г. – 8,142 млн руб.
«Госконцерт» подведомствен Минкультуры, ФГУП занимается организацией музыкальных фестивалей и концертов в России и за рубежом.
Представитель Минкультуры вчера не ответил, откуда его подотчетная структура возьмет средства на покупку РМГ. Близкий к ведомству человек напомнил, что ФГУПы не получают ассигнования из бюджета и могут опираться только на собственные средства.
Ранее источник «Ведомостей», близкий к РМГ, а также сотрудники нескольких музыкальных компаний утверждали, что покупателем РМГ станет Владимир Киселев, продюсер ВИА «Земляне» и группы «Русские», бывший глава ГУП «Кремль» и руководитель фонда «Федерация». Киселев вместе с Буниным из «Госконцерта» являются учредителями ООО «Кремль интернэшнл». Связаны они и по нескольким другим компаниям. Вчера Киселев не ответил на вопрос «Ведомостей».
РМГ не публикует свою финансовую отчетность. Последняя отчетность группы в базе «СПАРК-Интерфакс» относится к 2011 г.: тогда РМГ получила 1,2 млрд руб. выручки и 609,4 млн руб. чистой прибыли. Стоимость активов РМГ на конец 2014 г. составляла 871,23 млн руб.
В РМГ входят несколько радиостанций: «Русское радио», «Хит FM», радио Maximum, DFM, Monte Carlo, а также музыкальный телеканал Ru.TV.
Только одна радиостанция в холдинге приносит прибыль – «Русское радио», оно и составляет большую часть стоимости всей медиагруппы, утверждает председатель совета директоров рекламного агентства Hidalgo Егор Альтман. У остальных радиостанций холдинга нет прибыли, у них незначительная аудитория, указывает он. По данным TNS, ежедневная аудитория «Русского радио» в России составила 9,2 млн человек в октябре 2014 – марте 2015 г., в Москве – 1 млн человек в апреле – июне 2015 г. «Русское радио» находится на 2-м месте по аудитории в Москве и на 4-м месте в России. По аудитории «Русское радио» достигло своего потолка, постепенно его выручка падает и потенциала роста нет, считает Альтман. Источник на рекламном рынке оценивает долю РМГ на рынке радиорекламы в Москве в 10–12%.
По выручке РМГ находится на 3-м месте среди российских медиахолдингов (два других – ЕМГ и входящий в «Газпром-медиа» ВКПМ), говорит Альтман. Правда, выручку холдинга в абсолютном выражении он оценивать не стал. В 1990-х у РМГ были хорошие позиции на рынке, но затем другие холдинги начали приобретать новые радиостанции и расширять форматы. Сейчас РМГ уже некуда расти, по крайней мере в Москве, где рынок уже поделен, добавляет он.