Во II квартале средний чек в магазинах крупных розничных сетей впервые вырос меньше, чем инфляция

Аналитики ждут, что сети начнут снижать прогнозы по росту выручки на этот год
Розничные сети не могут повышать цены бесконечно/ А. Гордеев/ Ведомости

Крупный российский продовольственный ритейлер «Лента» сообщил вчера, что может пересмотреть прогноз роста выручки на этот год из-за нестабильного покупательского поведения и экономической ситуации. Прирост продаж «Ленты» во II квартале 2015 г. замедлился по сравнению с первыми месяцами года, на которые пришелся пик продовольственной инфляции. Выручка «Ленты» за апрель – июнь выросла к аналогичному периоду прошлого года на 30,4% до 60,4 млрд руб., в I квартале рост составлял 37,7%. Продажи в сопоставимых магазинах (like-to-like) увеличились во II квартале на 8,6% при росте среднего чека на 6,4%.

Ранее о замедлении оборотов отчитался крупнейший ритейлер «Магнит». В июне его выручка замедлила рост до 24,6% (год к году); в январе – феврале она прибавляла по 34–35%, в марте – 30%, в апреле и мае – по 28,7%. Инфляция спадает, а средний чек сокращается из-за переключения покупателей на более дешевые продукты, объяснял гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий. Гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг во время вчерашней телефонной конференции тоже констатировал: люди всюду покупают меньше, выбирают более дешевые аналоги брендированной продукции, интересуются скидками.

Рост выручки третьей по этому показателю российской розничной сети, «Дикси», замедлился в июне до 16,5% (год к году), в январе – феврале продажи росли почти на 30% ежемесячно. Средний чек в сопоставимых магазинах «Дикси» вырос во II квартале на 7,7%.

Торговое пике

9,4%
на столько сократился оборот розничной торговли в России в июне 2015 г. – до 2,232 трлн руб., гласят данные Росстата. Июньская динамика оказалась хуже майской, когда оборот российской розницы упал на 9,2%, и консенсус-прогноза «Интерфакса», который предполагал падение в июне на 8,7%

Разрыв в темпах роста инфляции и среднего чека «Магнита», «Дикси», «Ленты» в апреле – июне составил почти 10 п. п., в том числе из-за сокращения потребления, отмечает Виктория Петрова из Credit Suisse: «Такого не было никогда [за историю отчетов публичных компаний розницы в России], ни аналитики, ни менеджмент сетей не сталкивались с этим». Предпосылок для сокращения этого разрыва нет, считает аналитик: «Нужно либо долгосрочное, очень заметное замедление инфляции, либо существенное укрепление индекса уверенности потребителей, а мы пока этого не видим».

До сих пор менеджмент «Ленты» ждал, что компания завершит этот год с ростом выручки на 34–38%. Дюннинг и сейчас допускает, что «Лента» может взять эту планку, правда скорее «ближе к нижней границе», но более точный прогноз обещает дать по итогам августа. Менеджмент «Магнита» ранее прогнозировал рост продаж в этом году на 28–32%, «Дикси» – на 20–25%. По словам представителя «Дикси», ожидания пока те же, представители «Магнита» не ответили, будет ли корректироваться прогноз.

Аналитики же уверены, что лидерам рынка придется менять прогнозы. «Магнит», «Дикси» и «О’кей» могут сделать это из-за замедления инфляции потребительских цен, высокой базы 2014 г. и продолжающегося ослабления потребительского спроса, говорит Ульяна Ленвальская из UBS. В августе же вероятна дефляция по сравнению с июлем 2015 г., это также негативно повлияет на средний чек, добавляет она. Пересмотра прогнозов ждет и Петрова из Credit Suisse. По оценке аналитиков «ВТБ капитала», продовольственная инфляция в России за январь – март выросла на 22,3%, во II квартале замедлилась до 20,3%, а в июне – до 18,8%.-

В ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ УЧАСТВОВАЛА АНАСТАСИЯ ДЕМИДОВА